29 сентября – профессиональный праздник машиностроителя

Продуктами труда инженеров-машиностроителей мы пользуемся регулярно. Когда едем на работу в троллейбусе, включаем микроволновку, покупаем товары, созданные на заводах, оборудованных машинами. Отрезая хлеб, мы должны понимать, что он не появился бы на кухонном столе без участия комбайна в сборе зерна. Да и сам стол на кухне не появился бы…

Выходит, что машиностроение — базовая отрасль всякой экономической системы. Чем лучше работают машиностроительные заводы, тем комфортнее людям, живущим в стране. В последнее время набирает обороты производство робототехники. Именно роботы занимались ликвидацией катастрофы, произошедшей недавно в Японии на атомной электростанции «Фукусима».

Праздник всех машиностроителей

Строительством машин человек занимается уже два столетия. Техника стремительно развивалась, росли объемы производства, зарождались новые направления. Последнее сентябрьское воскресенье — это День машиностроителя, приходящийся в нынешнем году на 29 сентября. Праздник этот отмечают инженеры-машиностроители и все, кто связан с данной отраслью в России, Беларуси, Казахстане и Украине.

Празднование этой даты тесно связано с историей СССР. В 1980 году вышел легендарный Указ Верховного Совета, регламентирующий памятные и праздничные дни в стране. Документ был опубликован 1 октября. Позже, в 1988 году, в Указ были внесены некоторые изменения. Праздник, тем не менее, получил официальный статус и прочно вошел в общественное сознание.

Машиностроение имеет достаточно разветвленную структуру. Три кита на которых оно держится — это наукоемкое, металлоемкое и трудоемкое производство. Затем идет деление на отраслевые подгруппы, включающие, среди прочего, как оборонный комплекс, так и ремонт оборудования.

В советскую эпоху приоритет отдавался оборонному комплексу — ведь мир был охвачен «холодной войной». Конкуренции, как таковой, не было — издержки плановой экономики. Ситуация радикально изменилась в начале 90-х в связи с распадом СССР. Количество заказов сократилось, ряд предприятий пришли в упадок. После кризиса, разразившегося в 1998 году, началась «оттепель». Самые «продвинутые» предприятия стали внедрять инновационные технологии, искать новые рынки сбыта. Оживление производственного сектора во многом связано и с автоматизацией процесса, а также переводом его на информационное обеспечение.

День машиностроителя, будучи исключительно профессиональным праздником, давно перешагнул тесные «границы», став общенациональным достоянием. Приуроченные к этому знаковому событию мероприятия собирают в крупных городах тысячи простых граждан. Организуются концерты, корпоративные вечера, чествуются ветераны. Не обходятся без заслуженных наград и дипломов работники, признанные лучшими в своей профессии. В России, например, предусмотрено звание «Заслуженный машиностроитель РФ».

Девушки тоже могут работать на заводе

Одной из традиционных форм празднования является день открытых дверей. Родственники рабочих, старшеклассники и студенты получают уникальный шанс посетить закрытые предприятия, ознакомиться с трудовым процессом. На площадях устраиваются массовые гулянья, в залах ДК выступают известные артисты, приглашенные администрацией.

Компания «АСКОН» занимается ежегодной организацией встреч-семинаров, собирая ведущих представителей приборостроительного сектора, научных сотрудников, руководителей заводов и преподавателей институтов со всей страны. Движение охватывает Екатеринбург, Владимир, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тольятти, Ярославль и ряд других промышленных центров России. Проникнуться духом единства и общности интересов помогает телемост, устанавливаемый в прямом эфире между питерской штаб-квартирой компании «АСКОН» и точечно выбранными городами.

С подлинно восточным размахом проходит празднование, санкционированное «АСКОНом», в Ташкенте — солнечной столице Узбекистана. Гостей семинара принимает конференц-зал отеля «Le Grande Plaza». Событие освещают представители крупнейших СМИ.

В Тольятти, на родине «АВТОВАЗа», регулярно проводится международный конкурс профмастерства. Рабочие соревнуются в навыках продаж автомобилей, ремонте мятого кузова и электрики. На городских спортплощадках и стадионах спортсмены состязаются в различных дисциплинах — футболе, боксе, легкой атлетике, шахматах. «LADA» на своем стенде разыгрывает фирменные призы — в рамках викторины на знание истории завода.

Сегодня в машиностроительной отрасли трудятся преимущественно молодые специалисты. Их зарплата растет каждый год. Профессия вновь становится престижной.

Комментарии на сайте