Что делать, если у ребенка синдром рассеянного внимания?

Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Сложно успокоить

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко  дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Перевернет дом

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Похожие статьи

Оставить комментарий:

  1. Юлия:

    На мой взгляд, причина возникновения синдрома рассеянного внимания одна — это нехватка в внимания родителей! Большая часть родителей сейчас усиленно занята зарабатыванием денег, вот и результат!

    Ответить
  2. Яна:

    Сначала ставится гиперактивность ребенку, а потом уже СДВГ. Я не думаю, что этого ребенка надо изолировать от общества на отдельное домашнее обучение, как сказано в статье, к нему нужно просто искать подход, как и к любому другому ребенку.

    Ответить
  3. Яна:

    @Юлия: Юля, я сначала тоже так думала, пока у меня у самой не появился ребенок. Сначала ребенок был единственным в семье и внимания ему уделяли даже больше, чем надо, но это не помешало ему быть рассеянным. В детстве это не очень показывалось, а вот сейчас, когда он учится в школе – это для нас большая проблема.

    Ответить
  4. Олег:

    У меня мальчик 2.5 года.Он очень активный и я бы даже сказал что много пунктов у него есть.Я считаю что это не обязательно диагноз ребенок может себя так вести часто но не всегда а с возрастом эти признаки исчезают

    Ответить
  5. Владимир:

    Давайте не искать болезни повсюду. Дети с ранних лет не все бывают сконцентрированным вниманием. Всегда проявляются признаки рассеянности. Прочитал все пункты и мысленно перевёл его на сына, у которого сейчас 24 года. На него сходят почти 70% пунктов с малых лет. Спрашивали одно получили ответ совсем не по теме. Нам сначала потревожила это состояние, но потом выявили его интерес к музыке уже с 3-4 лет. С того и начали, постепенно сконцентрировать его внимание на другие вещи.Со школьных лет был энергичным, трудно осваивал умение сидеть в одном месте. Но все это не помешал его стать отличником учёбы. Много времени уделял к играм, но мы не вмешались на это. И того он окончил среднюю школу, поступил в Вуз, и сейчас работает учителем.

    Ответить
  6. Евгений:

    Если ребенок не может сосредоточиться на чем. то одном, я не считаю что это какой то синдром или болезнь.
    Малыш развивается и ему интересно все вокруг. Хотя конечно родителям нужно все замечать и при каких то отклонениях реагировать.

    Ответить
  7. Дарья А.:

    @Евгений: И я такого же мнения. Первый раз слышу о рассеянности как о диагнозе. Мне кажется все дети страдают невнимательностью, мало таких детей, которые сразу могут сосредоточиться на чём либо или сидеть на одном месте по два часа, как это могут делать взрослые!!!

    Ответить
  8. Татьяна:

    Да полная ерунда, на мой взгляд! Все абсолютно дети активны, любят играть и хвататься то за одно, то за другое! А заставить их слушать, так это вообще настоящий квест! Вот если ваш ребенок вялый и упорно смотрит в одну определенную точку или весь день играет только с одной игрушкой, вот тут я бы забила тревогу и подняла панику! А так все шалапаи и капризули. Не стоит строить проблемы там где их нет!

    Ответить
  9. Манон Леско:

    Прочитав статью становится очевидно, что по мнению автора, нормальными являются только те дети, кто тих, послушен, способен подолгу возиться с одной игрушкой.. Ну а про рассеянность, это вообще полный п…ц..
    Получается что здоровых то детей вообще нету, потому что нет детей которые никогда ничего не теряли и обо всем помнили.. Не нужно роботизировать детей..

    Ответить
  10. Манон Леско:

    Кстати, пример из жизни.. Те одноклассники кто был тих и собран, внимателен на уроках, сейчас в лучшем случае сидят бухгалтерами либо сейлами в заурядных компаниях.. Все так же тихи и не приметы.. А несколько разгильдяев и разгильдяек, владеют компаниями, либо рулят чужим бизнесом.

    Ответить
  11. Елена:

    Самое ужасное,что детям ставят диагноз. А вообщем-то учителя не ищут подхода к детям.Сейчас тенденция воспитывать всех одинаковыми,чтобы легче было бы ими управлять.

    Ответить

Комментарии на сайте ВКонтакте









Получать новые комментарии по электронной почте