Как можно научить ребенка говорить нормально?

Каждая мать, когда их ребенок достигает определённого возраста, начинает задумываться и переживать – а достаточное ли развитие речи у ребенка? А если ваш малыш и вовсе не разговаривает, то, как научить ребенка говорить? Справиться с этой задачей можно, не прибегая к помощи специалистов, просто нужно следовать определённым рекомендациям и уделять как можно больше внимания развитию речевого аппарата.

Практически с первых дней жизни, ребенок начинает воспринимать окружающий мир, и родители, как самые важные существа для малыша, должны не упускать ни минуты драгоценного времени.

С самых первых дней мама, склоняясь над кроваткой или беря малыша на руки, должна обращаться к нему, рассказывать, как она его любит и что сейчас хочет сделать. Подойдут и песенки, колыбельные, важно, чтобы малыш видел лицо мамы и ее артикуляцию. Это только вам кажется, что малыш еще маленький и ничего не усваивает.

При правильном поведении родителей, уже к 2м-3м месяцам вы услышите первые слова своего крохи. Да, это будут всяческие «агу-у», «ау-уу», «ава-ва»,  но это ваши первые успехи!

Такой период в жизни ребенка называют периодом «гуления». Малыш при помощи губ и языка пытается выразить своим эмоции, эти звуки и станут основой для дальнейшей членораздельной и правильной речи.

При благоприятных условиях, к 4-5ти месяцам, такие звуки будут усложняться, ребенок будет добавлять в них больше согласных. Обратите внимание, что ребенок лопочет или «гулит» только тогда, когда ему уютно и комфортно, то есть он сытый, сухой, ему тепло и уютно.

И, естественно, какому человеку нравиться болтать с самим собой, возле малыша должны быть внимательные слушатели!

Особенно, если вы сами начинаете разговаривать с малышом, он будет вам благодарно «агукать» и пытаться «подхватывать» ваши звуки.

Что же дальше?

Звуки – это хорошо, а как помочь ребенку начать говорить буквы, которые он сможет складывать в слова? Вы должны всегда и везде разговаривать с ребенком, комментируйте свои действия: «Мама оденет Лере шапочку и курточку», «Давай, наденем ботиночки», «Мама оденется сама» и «Мама с Лерой пойдут гулять». Ничего смешного, никто не подумает, что вы сошли с ума, и рассказывайте себе наперед, что делать. Это вы знаете, что сейчас делаете, а ребенок только познает мир ему все интересно и неведомо.

Читайте с ребенком детские книжки, пускай в них будет множество иллюстраций и ярких изображений. Читая слово, старайтесь смотреть на ребенка, утрированно артикулируйте, раскрывайте шире рот, чтобы ребенок улавливал, как же произносится то или иное слово и, что при этом нужно делать.

После прочтения книги, обязательно обсуждайте, кто нарисован на картинке, что это за персонаж – плохой или хороший, нравится он вам или его нужно пожурить. Старайтесь говорить нараспев, дольше протягивайте ударные гласные.

До года ребенок уже должен уметь говорить несложные слова – «мама», «папа», «баба» и т.д. При чем, это должны быть не простые механические повторы услышанных звуков, а ребенок должен ассоциировать, что мама – это именно вы, а баба – это бабушка, не любая на улице, а именно его.

В это же время должна появляться интонационная окраска, вы должны понимать, с какой интонацией малыш обращается к вам. Для этого чаще слушайте музыку, аудиокниги и, конечно, окрашивайте как можно эмоциональней свою речь, ведь дети все повторяют за своими родителями.

В годик

Как правило, начиная с года, ребенок уже обладает некоторым запасом простых существительных, а вот словарный запас глаголов остается очень скудным. Частая ошибка  многих родителей, что разговаривая с детьми, они характеризуют явление односложно, не вдаваясь в подробности.

Гуляя по парку, часто можно услышать от молодых мамочек – «Смотри, птичка!», «Солнышко», «Детки». Вот ребенок и запоминает только существительные, думая, что так и надо. Разговаривайте  с ребенком простыми предложениями: «Смотри, птичка летит!», «Солнышко светит (греет, поднимается, улыбается)!», «Детки играют (бегают, сидят)».

Так ребенок будет запоминать сразу несколько слов, и его словарный запас будет равномерно наполнен разными частями речи.

Не лишним будет вносить, понемногу, признаки и свойства предметов – теплое солнышко, белая птичка, веселые дети и т.д. Не старайтесь заменять трудные, на ваш взгляд, слова простыми. Малыш все равно узнает, что булочка – это и коржик, и рогалик, и сочник.

А если вы будете называть вещи своими именами, он быстрее начнет их различать. Начиная с полутора лет, с ребенком нужно разговаривать своим обычным голосом, усиленная артикуляция уже не нужна, четко произносите звуки и слова.

Когда рассматривайте картинки в книжках или гуляете по улице, ведя беседу с малышом, вы должны применять технику противопоставлений. Рассуждайте вместе – «Яблоко – сладкое, а перец — горький», «Лодка плавает, а машина едет».

Таким образом, вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и покажете, что и как должно быть в природе. В нужное время, ребенку будет намного проще подобрать верное слово, так как он уже будет понимать, что «Кошка бегает, а птичка летает».

Играйте с ребенком в игры. Да, да, словами и звуками тоже можно играть. Для деток помладше подойдут игры типа: вы ему один слог – «Ма-ма», а он вам – «мо-мо». Обычно детей хватает на 15 минут такой игры, но и этого достаточно – своеобразная гимнастика для рта и языка, да и четкость произношения подтянули.

Для деток постарше можно попробовать игру с мячом – перекатывайте мячик ребенку и говорите «Ка-рооо-ва», а ребенок должен вам в ответ назвать другое животное, лишь тогда вы снова перекатите ему мяч.

У некоторых родителей возникают вопросы, как научить ребенка говорить согласные буквы правильно. Если ребенок развивается правильно и гармонично, а вы с самых первых дней выполняете все рекомендации, а главное, четко и ясно общаетесь с ребенком, то никаких трудностей в восприятии согласных или гласных звуков быть не должно.

Если вы замечаете, что согласные звуки ребенок произносит с трудом, то добавьте в ваши беседы различные скороговорки на развитие шипящих, рычащих звуков.

Когда заговорит как взрослый?

Обычно к трем годам практически сформировывается речевой аппарат ребенка. К этому времени малыш уже должен складывать слова в простые предложения, четко определять цвета и различать животных, знать, как нужно попросить, поздороваться или попрощаться.

Если к 3м годам ребенок так и остался на стадии нечленораздельных звуков, то это повод для беспокойства, вполне возможно, что вам стоило бы обратиться к специалисту, чтобы не упустить важный момент.

Но есть некоторые моменты, с которыми можно не торопиться, например, если ребенок еще иногда переставляет буквы или слоги в сложных словах, если у него не до конца четкая артикуляция.

Начиная с трех лет до школьного возраста, внимание родителей должно быть направлено на обогащение словарного запаса новыми словами, для этого читайте больше стихотворений и рассказов. Поэты в своих произведениях используют разные формы и смысловые окраски, которые мы не используем в повседневной жизни.

Похожие статьи

Оставить комментарий:

  1. Владимир Шебзухов:

    Разговорились
    Владимир Шебзухов

    У Полинки пятилетней
    Братик есть с недавних пор.
    Подойдёт лишь к колыбельки,
    С ним заводит разговор.

    Как-то разболталась слишком,
    Хоть никто не ожидал,
    Улыбаясь ей, братишка,
    Первый голосок подал.

    Удивились папа с мамой –
    «Вот, те раз!Не нам тот глас!
    С ним общались мы немало,
    Думали, не слышит нас!»

    Но секрет раскрыт сестрёнкой,
    (От чего был молчалив):
    «Взрослые вы, дядя с тётей,
    Я же – детский коллектив!»

    Ответить

Комментарии на сайте ВКонтакте









Получать новые комментарии по электронной почте