Обучение на дому: плюсы и минусы

Каких-то 100-200 лет назад домашнее обучение – это было чуть ли не единственная образовательная система, которая существовала в царской России, странах Европы и США, правда попадали под эту черту лишь дети знатных, богатых и зажиточных семей, которые могли себе позволить нанимать подготовленных гувернеров.

Постепенно, домашнее обучение преобразовалось в пережиток прошлого, стало престижным обучаться в общественных школах и пансионах, но, как известно, все новое – хорошо забытое старое. В настоящее время системы обучения на дому снова обретают былую популярность, сегодня это уже не новшество, появляется все большее количество детей и родителей, которые отказываются от общепринятых устоев обучаться в общих школах.

Это выбор каждого

Что изменилось? Почему многие родители перестали доверять традиционной схеме образования, по которой воспитывались наши бабушки и дедушки, сами родители и продолжают обучаться большинство детей и подростков? Способно ли индивидуальное обучение на дому подготовить ребенка не хуже, чем это бы сделали учителя в общеобразовательной школе?

Давайте попробуем разобраться, стоит ли лишать своего ребенка своеобразной «школы жизни» в общеобразовательных заведениях и брать на себя ответственность за полноценное образование своего чада в домашних условиях.

Для тех, кто не знал, учиться на дому можно не только из-за проблем со здоровьем, которые не позволяют ребенку посещать общеобразовательные заведения, но и по собственному желанию родителей. Если с первым случаем все понятно, то второй у большинства вызывает много вопросов: каким образом, в таком случае, осуществляется переход на семейное образование?

На самом деле, в этом нет ничего сложного, уже достаточно давно существует закон, который позволяет выбирать наиболее удобную для ребенка форму обучения, правда, вот школы идут на это неохотно, ведь с каждым таким школьником, который решил обучаться дома, она теряет определенный процент финансирования, выделяемый государством на каждого ребенка.

Только вы можете решать

Для этих целей родители должны написать в школу заявление, в котором указывается причина,  по которой ребенок останется на семейном образовании. Итак, причины, по которым следует свое чадо обучать индивидуально или, как решить для себя, что ваш малыш не создан для общеобразовательной системы и ежедневных походов в школу.

  • Ваш ребенок значительно опережает в развитии своих сверстников. Часто бывает так, что ребенок, изучив все, что ему предложили на уроке, начинает скучать, все остальные одноклассники еще поглощены процессом внимания, а этот единственный уникум вертится и крутится по сторонам, не зная, чем бы занять себя, отвлекая остальных. Учителя, замечая такую тенденцию, начинают давать им задачи «наперед», предлагают перескочить на год или два в другой класс. Вот только мало, кто учитывает, что такими способами у даже самого трудолюбивого малыша может пропасть желание учиться, а ужиться со слишком взрослыми одноклассниками могут далеко не все, ведь психологическое и физическое развитие у вашего чада еще на уровне своего биологического возраста.
  • Если ваш ребенок профессионально занимается какими-то внешкольными увлечениями, например, спорт, танцы, музыка. Совместить качественное образование и профессиональный спорт (танцы, музыку) иногда становится не под силу даже самому талантливому ребенку.
  • Если ваша работа связана с постоянными переездами из города в город, из-за чего ребенку приходится постоянно менять школу. Подобного рода постоянные перемены травмируют психику малыша, что может отразиться на его успеваемости и психоэмоциональном состоянии.
  • Иногда родители отказываются обучать своего ребенка в общеобразовательных заведениях по идеологическим и религиозным соображениям.

Все за и против домашнего обучения

Для того чтобы сделать свой выбор в пользу той или иной формы, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы, которые присутствуют в индивидуальном образовании детей.

Большинство родителей, когда выбирают домашнее обучение для своего чада, искренне убеждены в том, что они в состоянии обучить своего ребенка своими силами, выступая в роли педагога любой из дисциплин. Правда, не все учитывают, что для этого придется потратить огромное количество времени на изучение литературы, выбор учебников и проработку программы образования, по которой будет обучаться ваше чадо.

Плюсов у такого варианта много

Если в начальных классах практически любой родитель способен обучить своего малыша, то науки старших классов зачастую не под силу и самим родителям. Конечно, можно для этих целей нанять платных педагогов и репетиторов, но следует учесть, что частные уроки –  удовольствие не из дешевых, на которое придется тратить немалую часть семейного бюджета. Бесплатное обучение в школах – может и не самый лучший, но, во всяком случае, приемлемый вариант для всех.

Есть и положительные моменты, например, свобода выбора. Вы всегда можете решить самостоятельно, какую дисциплину следует изучать сейчас, а с какой стоит повременить в зависимости от возраста и интересов вашего ребенка.

Еще один приятный момент – совершенно необязательно заставлять малыша садиться за стол ровно в 8 часов утра и вставать из-за него ровно в 13, всегда можно подстроиться под биологические часы человека, которые посодействуют активной работе мозга.

С другой стороны, а как же понятие дисциплины и организации, которые все равно должны закладываться в маленьких головках наших детей? На работе, в офисе или на парах в институте никто не будет ждать ваших биологических часов, а работать придется строго по расписанию. Готовиться к таким «рабочим будням» взрослой жизни, все-таки следует постепенно.

Следующий момент – это вопрос адаптации и умения общаться в социуме, заводить друзей, находить своих «союзников», а также отражать «атаки явной конкуренции». Конечно, прекрасный жизненный опыт можно получить на тех же спортивных секциях или любых других кружках, где также есть сверстники и свой круг общения, но все-таки большинство психологов считают, что пройти это своеобразную «школу жизни» следует всем.

Дети должны закаляться, искать выход из разных ситуаций, поглощать не только положительный, но и отрицательный опыт, которому в теории точно не обучишь.

Когда ваше чадо, огражденное в домашних условиях от всех трудностей и проблем, все-таки «выйдет в свет» и столкнётся с большинством из них («тяжелый начальник», «студенческая жизнь», «серые рабочие будни» и т.д.), он попросту может впасть в депрессию, не зная, как с этим всем жить дальше.

С другой стороны, давно отмечено, что дети, которые обучаются по индивидуальной системе, намного быстрее усваивают информацию. Темы и задания, которые разбираются в школе неделями, могут быть пройдены ребенком за день-два домашнего обучения, ведь ребенок в таких условиях больше сконцентрирован, его не отвлекают одноклассники, ему не приходится воспринимать на слух то, что можно несколько раз прочесть и объяснить.

Давно подмечено, что знания таких детей на треть выше своих сверстников, к тому же они не нагружены домашними заданиями и рамками расписания, поэтому свободное время можно уделять другим наукам, которые особо не рассматриваются в школьных условиях – живопись, искусство, садоводство, рукоделие и др.

Похожие статьи

Оставить комментарий:

  1. Татьяна Морозова:

    Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ, В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ. ОН ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ, ИНАЧЕ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ У НЕГО БУДУТ ПРОБЛЕМЫ.

    Ответить
  2. Галина:

    @Татьяна Морозова:
    Полностью с вами согласна! Домашнее обучение для здорового ребенка – это крайность. Ему ведь придется в четырех стенах постоянно находиться и под полным контролем родителей. Не пошалить на переменках ни двойку получить.))

    Ответить
  3. Руслана:

    Мои дети ходят в школу и детский садик — это просто замечательно. Общение, развитие, познание всех сторон окружающего мира, пусть даже и не всегда хорошего но это жизнь. А дома учиться — просто лишить ребенка всех прелестей нормальной жизни. Даже неполноценному ребенку учиться нужно в коллективе.

    Ответить
  4. Светлана:

    Я отношусь очень хорошо к домашнему обучению, так как знаю с собственного опыта, что оно очень эффективное, главное не пренебрегать этим.

    Ответить
  5. Лина:

    Мой ребенок будет только на домашнем обучении, без вариантов. Пока наша система образования оставляет желает лучшего, и педагоги только портят детей, в школе нечего делать… Тем более, материал они подают скучно и размазанно. На домашнем обучении весь школьный курс изучается в разы быстрее.
    А те, кто пишет про коллектив, сходите на досуге в обычную школу и посмотрите, что он вообще может дать Вашему ребенку…

    Ответить
  6. Ольга:

    Считаю, что если нет у ребенка проблем со здоровьем, то обучаться нужно в школе. Ребенок должен находиться в обществе, воспринимать не только учебный материал, но и учиться как себя нужно вести среди сверстников, не быть изгоем, или чувствовать себя особенным, учась на дому.

    Ответить
  7. Алла:

    В этом методе есть свойственные свои плюсы и минусы этому методу. Ребенок может индивидуально обучаться и учитель будет ему уделять внимания и объяснять все, что не понятно ребенку. Но когда ребенок обучается один то, он не проявляет активность.

    Ответить
  8. Татьяна:

    Конечно домашнее образование может быть и хорошая идея, но все-таки детям необходимо общаться со сверстниками. Дети должны учиться в школе, ведь она для чего-то была создана. Конечно, если у детей какие-то заболевания или инвалидность, то домашнее образование для них будет наиболее лучшим вариантом обучения.

    Ответить
  9. Эллина:

    @Татьяна: Вы мыслите классическими совковыми штампами: «надо общаться со сверстниками», «дом.обучение для больных и инвалидов» и т.п. Школу создали отнюдь не для того, чтобы дети там общались. Это заведение, с помощью которого можно массово контролировать людей и массово воспитывать их в общепринятом ключе. Система образования направлена на то, чтобы отучить людей думать своей головой. А что касается общения со сверстниками, то у домашних детей на него куда больше времени, чем у тех, кто полдня просиживает в школе, а потом допоздна зубрит уроки.

    Ответить
  10. Александра:

    Я полностью согласна с Татьяной. Ребенку нужно не только получать научные знания, он должен научиться жить в обществе. Получив образование на дому, мне кажется, ребенку будет в дальнейшей жизни тяжело. Еще плюс ко всему, целыми днями дома, как в заключении, это не нормально. Ребенок диким вырастет.

    Ответить
  11. алена:

    Моей доченьке только год и девять, но я уже задумываюсь о школе. Домашнее обучение это не для нас. Я против и мое мнение — ребенок должен обучатся в коллективе. Статья интересная, но я не поменяла своего мнения.

    Ответить
  12. Настя:

    Если есть цель «вырастить из ребенка полноценного члена общества», то , конечно, без школы тут не обойтись! Именно тогда он научится думать «как все», поступать «как все». Поглощать горы ненужной информации. Если цель -воспитать личность, то тут можно и подумать, а нужна ли эта школа… в том виде, в каком она существует сейчас… Личности яркие, выдающиеся, «выпускаются» из школы не благодаря ей, а вопреки! Система душит все, что пытается с ней хоть как-то спорить. Школьная система сейчас — это подготовка биороботов, которые успешно умеют ставить галочки в тестах.

    Ответить
  13. Ma-Di:

    А я за домашнее обучение и воспитание! Есть положительный опыт дошкольного обучения и считаю что индивидуальный подход никогда не заменит массовый. В любом случае каждый родитель вправе решать сам- как он будет обучать и воспитывать своего ребенка.

    Ответить
  14. Лилия:

    Я была вынуждена обучаться на дому из-за состояния своего здоровья. И скажу только одно: в этом нет ничего хорошего. Дети, которые получают образование дома, очень часто вырастают замкнутыми и стеснительными.

    Ответить
  15. Артур:

    Незнаю, по мне кажется на дому воспитывать очень трудно, нужно иметь много свободного времени (если сам обучаешь) или найти учителя на дом, а это очень дорого, уж лучше Школа, там хотябы есть другие дети, и не будет скучно!

    Ответить
  16. Алена:

    Негативно отношусь к домашнему обучению, во -первых все зависит в основном от одного человека (учителя), который может оказаться некомпетентным и не будет знать все грани развития ребенка на разных возрастных этапах, во — вторых общение со сверстниками минимально, что навряд ли скажется положительно на ребенке.

    Ответить
  17. Анатолий Зиньков:

    Я считай так что, заниматься на дому ничем не хуже чем в школе. Занимаясь дома с ребёнком, Вы его убережете от плохой компании и так далее. Но с другой стороны, школу придумали для обучения детей знания. Так обучение на данный момент в школах бесплатное, а так Вы будете тратить деньги на учителей на дома. Ну это как посмотреть, для своего ребенка ничего жалеть нельзя!

    Ответить
  18. Анастасия:

    Может в домашних условиях ребенок не хуже будет учится, но в школу нужно ходить. Не только для учебы, но и для общения со своими сверстниками. Если у ребенка инвалидность, можно и на дому. Но все равно чем этот ребенок хуже здоровых детей, тем более сейчас есть школы для инвалидов. В общем каждый в праве решать сам. Но я за то что в школе намного интереснее и познавательно учится.

    Ответить
  19. Игорь:

    @Светлана: Полностью с Вами согласен, сам до 4 класса включительно ,обучался индивидуально.Бабушка, учитель начальных классов,еще в начале восьмидесятых,прививала логическое мышление,в школах появились, логические классы,лишь годы спустя.

    Ответить
  20. nzzvv:

    Считаю, что ребенок должен ходить как в детский садик, так и в школу, т.к. прежде всего это социальная адаптация человека. Если так хочется более индивидуального подхода к обучению, то лучше отдать ребенка в школу, где в классах до 12 детей. Так и общение будет, и дисциплина, и индивидуальный подход.

    Ответить
  21. Evgeniya:

    Человек — существо социальное. Поэтому учиться нужно в школе, получать опыт существования в коллективе, если нет конечно серьёзных причин. Да, знания возможно лучше и глубже дома, но я не знаю человека,которому синусы-косинусы необходимы каждый день в повседневной жизни. А вот отсутствие опыта общения с людьми может очень негативно сказаться во взрослой жизни, когда ребенок вырастет и ему нужно будет идти на работу.

    Ответить
  22. Сергей:

    Наша школа пропитана муштрой и насилием, поэтому ребенок, не посещая школу, много не потеряет. Правда, и социум в основном основан на насилии. Поэтому, ребенку необходимо потратить некоторое время на посещение общеобразовательной школы, чтобы затем было легче адаптироваться к социуму.

    Ответить
  23. Анастасия:

    @Лина: Для того что бы ваш ребенок потом мучился и не мог найти себе друзей- можете вообще его из дома не выпускать. а как он у вас потом на работу будет ходить или работать тоже на дому? если у вас мальчик то как он будет в армии. Сейчас такие люди что лучше сразу привыкнуть чем потом ребенок будет мучится.

    Ответить
  24. Александр Сенченко:

    Я считаю что ребёнок должен обучаться в школе, только если он конечно чем то тяжёлым не болен, тогда лучше дома, в любом другом случае только в школе, иначе ребёнок вырастет слишком зажатым и скованным и ему будет просто тяжело в обществе, да и в жизни вообще, так что лучше пускай дети учатся в школе, чем вырастают во всяких стеснительных личностей, которые тяжело идут на контакт

    Ответить
  25. Юлия:

    Вопрос,конечно,интересный.Вроде и так правильно и по другому правильно,и мнений всегда будет много и разных.Но я все таки считаю,что ребенок должен учиться,как все,в школе.Ну,если,конечно у него нет проблем со здоровьем.А для одаренных деток…Мамы не губите детям детство,не надо сильно учить его до школы,для этого есть учителя,воспитатели,им за это деньги платят.Это пока ребенок маленький и не особо чувствует себя белой вороной.А вот,когда он вырастет,то вот тут начнутся проблемы.

    Ответить
  26. Mary Poppins:

    @Александр Сенченко: Совершенно согласна! Ведь ребёнок ходит в школу не только для того, чтобы получать знания в той или иной научной сфере. Класс, в котором учится ребёнок, — это своеобразная мини-модель общества. Здесь ребёнок учится общаться со сверстниками и взрослыми, учится дружить, принимать решения, находить выход из ситуации, планировать учебный день и так далее. Иными словами, кроме полезной информации в школе ребёнок получает полезный жизненный опыт, который, даже при огромном желании нельзя приобрести, занимаясь дома с преподавателями.

    Ответить
  27. Rano2505:

    Помню, какое-то время из-за перелома бедра обучалась на дому и, если честно, польза от этого была и есть до сих пор, потому что я научилась состоятельно изучать материал, а когда изучаешь и понимаешь все сам, то помнишь это намного дольше) но жаль что не всем это дается, а так я только ‘за’ домашнее обучение

    Ответить
  28. Екатерина:

    Считаю, что в домашнем обучение есть как плюсы, так и минусы. На мой взгляд, такое обучение подойдет детям, у которых кто — то из родителей педагог или закончил специально какие то курсы. Потому что сейчас очень сильно меняется программа обучения детей и отличается от той, по которой учили родителей. Думаю, такое обучение нужно только тем, кто по состоянию здоровья не может ходить в школу.

    Ответить
  29. Karella:

    Лично мое мнение, главное, что дает школа — не столько знания, как становление социальной личности. Недостаток знаний можно восполнить репититорами-самообразованием, а вот недостаток живого общения — ничем!

    Ответить
  30. Барбариска:

    Перехожу в 9-ый класс, но задумываюсь о домашнем обучении. Лучше так, чем мучиться в школе по 7+ часов в сутки. Мои муки не связаны с общением в коллективе, дело в другом. Болею одной пакостью, которая мучает каждый урок, каждый день уже как третий год. Да и учиться лучше стану, так как не могу сконцентрироваться на уроке (из-за болезни). Но я однозначно против того, чтобы переводить ребенка до 14-ти лет. Раньше сама думала, что бред это все про «ограждение от мира», но теперь понимаю, что большинство детей из дома выходить-то вообще не будут.
    P.s.
    1)Если буду переходить, то придется по собственному (родителей) желанию.
    2) Интересно узнать отзывы людей, которые так обучались.

    Ответить
  31. Галя:

    Даже не представляю своего сына, учащегося дома. Дома слишком много отвлекающих от занятий факторов. В прошлом году он болел сильно и три недели мы учились дома. Старалась не пропускать ни одного урока и первую половину дня проводить с ним занятия. Было нелегко. И общения с ребятами в этот период ему явно не хватало

    Ответить
  32. Лев:

    Ребенок на больничном вполне может заниматься обучением на дому, но только в том случаи если в школе идет видеозапись или онлайн-трансляция урока. Сейчас это очень популярно в Москве.

    Ответить
  33. Мария:

    До сих пор не могу простить родителям, что они не решились на полностью домашнее обучение. У меня было «условно-домашнее»: в школу я приходила, но могла по желанию уроки пропускать, т.к. всегда можно было сослаться на репетиции и выступления (оперный вокал). Дома мне гораздо больше нравилось учиться, ничто меня не отвлекало, никто не мог позволить себе негативно отозваться обо мне. Тесты и контрольные писала всеггда хорошо, по ряду предметов опережала одноклассников настолько, что на самостоятельных могла сделать за урок все 4 варианта, и еще время оставалось. За стандартный урок, если приходилось его высиживать в школе, успевала выполнить классную работу и дом. задание (у нас было принято писать все номера в столбик, поэтому, заходя в класс, можно было видеть задания на урок и дом работу разом. Считаю, что школа для малоимущих, у которых нет денег на репетиторов или для вечных хорошистов. В первый класс пошла в 5 лет, в 16 поступила у универ. Хотела сдать экстерном программу за несколько лет, но мама сказала, мне будет сложно в 13-14 лет учиться с ребятами 17-18 лет. Поэтому пришлось изучать дополнительно языки, ходить в художку и на прочие кружки, чтоб занять себя чем-то. В школе на занятиях было откровенно скучновато., хотя у нас был самый сильный класс в параллели, да и школа сильная.

    Ответить

Комментарии на сайте ВКонтакте









Получать новые комментарии по электронной почте