Особенности смыслового чтения

Чтение помогает развиваться и узнавать много нового. Но важно не только то, что мы читаем, но и то, как мы это делаем. Чтобы понимать текст, следует освоить смысловое чтение. А что это такое? И как этому научиться?

Что это?

Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

Зачем это нужно?

Особенно полезным смысловое чтение будет во время обучения в школе и в институте. Освоив технику, учащийся сможет сократить временные затраты на изучение материала, так как будет быстро понимать смысл прочитанного и извлекать всё самое нужное. Но пригодится такое чтение и на работе, особенно связанной  с необходимостью изучения больших объёмов информации.

В чём заключается смысл?

Основные навыки смыслового чтения:

  • Осмысление целей чтения. Важно выяснить, что именно даст прочтение текста. Так, это могут быть освоение новой информации, выделение конкретных фактов, повторение изученного или же ознакомление с неизвестными ранее данными.
  • Умение выбирать определённый вид чтения с учётом его целей. Существует несколько основных видов: ознакомительное чтение, просмотровое (поисковое) и изучающее. Ознакомительное предполагает выявление основой идеи, поиск ключевых мыслей. Поисковое или просмотровое чтение – это поиск каких-то конкретных фактов и оценка важности и значимости текста. Изучающее чтение самое сложное. Читатель должен вникнуть в текст, освоить и понять его полностью, запомнить точные данные, чтобы впоследствии использовать их.
  • Извлечение нужной информации, причём из текстов самых разных жанров: художественных, публицистических, научных и так далее.
  • Умение определять важную и основную информацию в тексте и второстепенную, то есть бесполезную и ненужную.
  • Умение одинаково хорошо воспринимать тексты всех жанров и ориентироваться в них. Это непросто, ведь могут встречаться сложные термины, обороты, непонятные слова.
  • Умение не только принимать языковые средства массовой информации, но и давать им адекватную и объективную оценку.

Также по мере изучения материалов может потребоваться делать записи или пометки, выделять темы и подтемы, использовать разные источники информации и точки зрения, изучать новые термины и неизвестные слова, использовать иллюстрации и сопоставлять их с написанным, выделять и запоминать отдельные мысли и факты, акцентировать внимание только лишь на полезной информации, понимать содержание, используя только лишь подзаголовки, по ходу прочтения пытаться прогнозировать дальнейшие события и даже анализировать свои мысли и эмоции.

Описание процесса

Возможные этапы смыслового чтения:

  1. Внимательное прочтение предлагаемого текста. Стоит максимально вникать в него и не отвлекаться.
  2. Выделение основных мыслей текста, то есть того, что пытался донести до читателей автор.
  3. Сопоставить выделенные главные мысли между собой, оценить их соотношение, выяснить связь.
  4. Разделить текст на смысловые части, взяв за основу главную мысль.
  5. Сформулировать все главные мысли в виде вопросов. Записать эти вопросы как пункты плана текста.
  6. Воспроизведение текста по составленному плану.
  7. Быстро прочитать текст ещё раз, чтобы проверить, не было ли упущено что-то важное.

Как научиться?

Обучение смысловому чтению – это непростой и довольно длительный процесс. Вообще, желательно иметь наставника, который будет помогать и вносить поправки. Сегодня смысловому чтению учат в некоторых школах, что позволяет более эффективно и быстро усваивать программу.

Если наставника нет, то можно попробовать самостоятельно освоить следующие приёмы:

  1. Вопросы. Очень важно научиться задавать вопросы по тексту. Если они составлены правильно, это значит, что информация усвоена.
  2. Составление так называемых «толстых» и «тонких» вопросов. «Толстые» более сложные, потому что требуют развёрнутого и подробного ответа или даже частичного воспроизведения текста, а также анализа данных. К таковым относятся: «Что будет, если …?», «По каким причинам так произошло?», «В чём различие между …?». «Тонкие» же вопросы предполагают предельно простой односложный ответ. Вот примеры: «Кто?», «Когда?», «Что?», «Где?», «Верно ли?», «Было ли?» и так далее.
  3. Задания. Можно попробовать придумать задание к тексту, например, составить кроссворд или ребус. Но это потребует немало времени.
  4. Воспроизведение текста. Прочитав его, попробуйте сделать подробный пересказ, причём соблюдая последовательность и не забывая о мелких деталях.
  5. Пометки. Если текст сложный, то в местах, требующих дополнительного разъяснения (термины, диалекты, сложные обороты) можно делать пометки. После изучения полного объёма информации вспомните о сделанных пометках и выясните всё, что вас интересует.
  6. Остановки или изучение по частям. Если вам сложно сразу запомнить весь объём данных и изучить весь текст полностью, попробуйте делать передышки. Прочтите часть, задайте вопросы, воспроизведите информацию, выясните, всё ли вам было понятно. Продолжайте читать дальше, снова сделав паузу через определённое время.
  7. Конспектирование. Можно записывать основные мысли, чтобы не забыть их.

Комментарии на сайте