Ребенок рисует странные рисунки: что это значит?

Дети – самое прекрасное, что у нас есть, с самого маленького возраста мы их опекаем, развиваем и стараемся обеспечить всем самым необходимым.  Когда ребенок совсем маленький, с ним проще найти контакт, но чем старше он становится, тем уровень доверия между родителями и детьми все тяжелее сохранить, порой в головках этих маленьких непосед крутятся такие вещи, о которых мы даже и не подозреваем.

Даже когда ребенок совсем маленький и толком не умеет разговаривать, так хочется понять, о чем он думает, какие страхи или переживания живут в его мыслях, может ему чего-то не хватает или, напротив, какие-то моменты следует исключить из его жизни.

Решайте проблему

С этой целью детские психологи уже довольно давно выдвинули гипотезу анализа психического состояния ребенка по его творчеству: рисунки, подделки или другие способы выражаться.

С самых маленьких лет, когда малыш еще даже толком не научился выражать свои мысли через речь, он стремится подражать взрослым. Если вы показали ему несколько графических образцов, то он непременно начнет воплощать свои первые художественные «шедевры».

Первое время это будут лишь палочки-черточки, затем начнут появляться кружочки, а еще через время кружочки научаться соединяться с палочками, образуя первые связные образы.

Чаще всего малыши в своих рисунках стараются изобразить все то, что их окружает: цветочки, солнышко, деревья, мама, папа, любимая собака или кошка и, конечно же, себя.

Со временем отдельные картинки начнут перерастать в целые сюжеты, дети находят в себе силы по-своему иллюстрировать книги и комментировать любимые мультики, на бумаге начнут всплывать события из жизни, причем зачастую, реальные.

В возрасте от 5 до 6 лет ребенок способен нарисовать около 2 тысяч рисунков за год, интересно, что сюжеты могут быть самыми разнообразными, но чаще, они постоянно повторяются, просто в различных интерпретациях.

Картинка скажет о многом

К сожалению, бывает так, что малыши изображают в своих рисунках совсем не то, что родителям бы хотелось увидеть: монстры, оружие, сражения, увечья и другие ужастики. Имеют ли такие изображения под собой какую-то особенную почву, может это проявление страхов и внутреннего негатива, хотелось бы узнать, что означают такие детские рисунки?

Детские психологи утверждают, что раны, шрамы и увечья, ужастики и монстры, изображенные на детских рисунках, — все это признаки детской агрессии. Но нельзя путать перенасыщенную фантазию ребенка просмотренными недавно фильмами или мультиками, с реальными психологическими проблемами и отклонениями.

Как во всем этом разобраться?

Детские рисунки – действительно весьма неплохой способ разобраться и прочувствовать внутренний мир вашего ребенка, к тому же, опять-таки с помощью изобразительного искусства можно решить многие проблемы.

Попытайтесь определить, что изображено на картинке вашего малыша, расспросите его, что он думает по поводу своего рисунка. Если информации не достаточно, то поразмыслите над тем, что видите: сюжет картинки, во многом, зависит от пола ребенка.

Например, если мальчик рисует замки и принцесс, это тоже как-то не очень, что говорит о его внутреннем непринятии своего мужского начала, также как и рисунки девочки, увлекающейся машинками и роботами, плохой звоночек.

Попробуйте разобрать характер увиденного, что малыш хотел показать: свое желание причастности к каким-то приключениям, пускай не самым позитивным,  или подсознательное получение удовольствия от сцен боли, смерти и увечий.

Если ребенок рисует ужасные картинки, которые совсем не укладываются в вашем понимании, необходимо обязательно понять, о чем они говорят.

Зачастую через такие нарисованные образы, малыш раскрывает все свои переживания, страхи и опасения, особенно следует обращать внимание на творения детей, которые перенесли какой-то серьезный стресс, полностью изменивший их жизнь.

Не игнорируйте проблему

Подходите к анализу осторожно, помните, что часть детских рисунков исполняют вспомогательную роль, которая никак не связана с реальностью. Например,  черный цвет – это не всегда признак агрессии, просто он ярче и четче остальных, а нарисованный оборотень или зомби – это эмоция, полученная от просмотра фильма.

Как помочь своему ребенку в такой ситуации?

Если вы обнаружили такие, не самые радостные картинки у своего ребенка, то не стоит первым делом бежать к нему и пытаться запретить в дальнейшем такое изображать.

Вы не заставите его рисовать то, что вам нравится, а вот желание творить, скорее всего, отобьёте полностью, как и одну из возможностей открыться перед вами.

Повлиять на такие художества можно лишь косвенно, со стороны психики ребенка: исключите или сократите до минимума просмотр телевизора, порой увиденное, самым необычным образом, может отложиться в памяти ребенка.

С помощью рисунков ребенок говорит с вами

Старайтесь с малых лет окружить малыша добрыми мультиками и книгами, где живут справедливые и позитивные герои, а если злу и есть  место, то всегда найдется способ, как его победить.

Если вы до сих пор не можете разобраться, почему ребенок рисует кошмары, то обратитесь к обстановке в семье: там, где нет места злобе, печали и агрессии, не вырастают «тяжелые» дети.

Маленькие дети очень боятся домашних ссор и скандалов, поэтому если они частые гости в вашем доме, они запросто могут появиться на рисунках вашего малыша.  Для того чтобы разобраться, что в творениях вашего ребенка что-то не так, попробуйте обратить свое внимание на конкретные детали рисунка.

  • На бумаге изображено слишком много острых углов, он выполнен в черных или, напротив, чрезмерно ярких цветах, а карандаш или фломастер буквально продавливал, рвал лист.
  • Систематически повторяющиеся изображения катастроф, смертей,  увечий и откровенных ужасов.
  • Ребенок никогда не изображает своих родителей или, напротив, постоянно рисует родителей без себя.
  • Большое количество монстров или страшилищ, которые приносят боль и увечья живым людям или животным.

К сожалению, зачастую бывает так, что родителям сложно разобраться с тем, что же хочет сказать их малыш в своем творчестве. Как помочь своему ребенку, если он постоянно рисует ужасные картинки, что делать, если вы никогда не сталкивались с такой ситуацией?

Конечно, лучший вариант – это обратиться к детскому психологу, которому намного проще распознать творческие «шифры» вашего чада. Если ребенок сильно боится врачей, то постарайтесь представить этот поход в игровой форме, а уже на месте профессионал сможет найти индивидуальный подход к каждому.

Не спешите первым делом тащить ребенка к психологу, вполне возможно, что вы зря испугались, поэтому попробуйте в первый раз сходить к специалисту самостоятельно: покажите рисунки и расскажите о своем малыше.

Когда нужно обратиться к психологу?

  • Если ребенок стал замкнутым, чрезмерно обидчивым, плаксивым и необщительным (а раньше такого за ним не замечалось).
  • Если вы обратили внимание на то, что ему постоянно сняться ночные кошмары, он плохо спит ночью и чрезмерно активен днем.
  • Его рисунки и другое творчество стали проявлять у вас неприятные ощущения.

Оставить комментарий:

  1. Марина:

    У меня двое сыновей и оба очень любят рисовать. Старший уже достаточно взрослый и в последнее время рисует героев любимых компьютерных игр или собственные комиксы про кота Саймона. Младший пока только осваивает карандаши и фломастеры, пытаясь нарисовать солнышко или раскрасить машинку. В общем, я никогда особо не обращала внимания на детали рисунка. А после этой статьи постараюсь почаще рассматривать детские «каляки-маляки». Тем более, что у нас был опыт общения с психологом и она объясняла на что обратить внимание и как можно объяснить композицию изображения и прочие моменты.

    Ответить
  2. Аня Погосян:

    Я получаю второе образование — психолог. И вот,будучи уже учителем, не раз анализировала рисунки детей.Поверьте, много чего можно узнать о человеке, а тем более о ребенке. Статья,кстати, очень полезная, здесь достаточно много информации. Те,кто хочет узнать больше о своем ребенке — прочитайте ее внимательно — и что-то новое вы явно откроете)

    Ответить
  3. Игорь:

    Статья толковая, содержит очень много полезной информации, но… У меня вопрос к автору: почему половина статьи посвящена негативным проявлениям детской психики? Где позитив?

    Ответить
  4. katiia:

    ничего страшного в этом нет.
    просто ребенку в разном возрасте представляются разные предметы по разному.
    если вы сильно опасаетесь то можно показать ребенка врачам, но это по вашему желанию!

    Ответить
  5. Виктор1972:

    У меня два сына и оба совершенно разные.Если один не любил в маленьком возрасте ни рисовать. ни петь и танцевать. То второй(ему 3 годика) совершенная противоположность.Только то и делает, что просит то порисовать с ним, то потанцевать. Если берет в руки кисть, то рисует сразу не задумываясь. Когда его спросишь, что он нарисовал, он всегда отвечает. Палитра цветов непредсказуемая, может нарисовать, или все одним цветом или всеми цветами радуги. Прочитав статью буду теперь обращать внимание на то, что рисует мой ребенок и вкаком цввете.

    Ответить
  6. макс 1980:

    Я думаю что такие рисунки ,есть результат того, что дети видят по телевизору. Для нас, взрослых ,просмотр телевизора вызывает минимум эмоций, а ребенок замечает множество деталей,по-этому стоит прислушаться к автору статьи и ограничить просмотр телепередач.

    Ответить
  7. Катя:

    Познавательно. У меня сын часто рисует черным фломастером. Я сначала очень нервничала по этому поводу, но потом он мне объяснил, что просто так лучше видно, ему нравится салатовый, а его плохо видно на бумаге).

    Ответить
  8. Аня:

    А я всё-таки ещё хотела бы дополнить, что монстров и страшилок дети ежедневно видят в мультфильмах. Вы посмотрите на героев современных мультиков! Вы много видели там красивых и правильно сложенных (я имею реальные пропорции человеческого тела) персонажей? Нет — они то слишком длинноногие, то наоборот безногие и т.д. Вполне закономерно, что детки всё это воспроизводят в своих рисунках. Безусловно, когда вкупе со странными рисунками, поведение ребёнка становится подозрительным, он замкнут и не может объяснить, почему нарисовал именно это, тогда конечно же стоит задуматься о нездоровой психологической обстановке вокруг малыша. В большинстве же случаев всё это — рисунки-страшилки — продиктовано увиденным в мультике, компьютерной игре, комиксах. Сужу по своему ребёнку — монстры у него, это Шрек, губка Боб и Звёздные войны, что называется «в одном флаконе». Покажи психологу такую картинку, и он скажет, что моего ребёнка нужно лечить, но я то знаю, откуда у него возникли такие образы ))

    Ответить
  9. Танюшка:

    Иногда наблюдаю за сыном, как он рисует. Согласна с Максом 1980. Вначале не разрешала на ночь смотреть ужастики по телевизору. Сейчас частенько замечаю, что сын смотрит канал 2х2, который я вообще не признаю. Рисует категорически ручкой. На картинках мелькают натуральные уродцы, с колюще-режущими предметами, дробовиками, базуками, на парашютах и самолетах. Если, не дай Бог, спросишь, почему ты рисуешь монстров, еще и все-время ручкой? Труба-дело — слезы и обиды. Сейчас пытаюсь заинтересовать рисовать яркими фломастерами и карандашами. Покупаю время от времени новые. Надеюсь, получится.

    Ответить
  10. Елена:

    Я считаю, что с ребенком нужно как можно чаще заниматься. И если ребенок, начинает рисовать странные рисунки, то скорее всего ему одиноко и ему не хватает внимания родителей.

    Ответить
  11. Алина:

    Лично я не считаю, что странные рисунки являются поводом для похода к психологу. Возможно, ребенок просто грустит, или посмотрел плохой мультик. Родителям необходимо самостоятельно поговорить с ребенком, и начать нужно с вопроса: «А что это ты нарисовал, милый?»

    Ответить
  12. Игорь:

    Не нужно в каждом рисунке ребенка видеть окно в тайный мир его психологии. Безусловно, что рисунки что-то отражают и как правило, ту информацию, что поступает в его сознание из окружающего мира: атмосфера в семье, телевизор, книги, рисунки.

    Другое дело, если ребенок рисует одни и те же картинки — страшные или абстрактные и делает это продолжительное время. Вот здесь есть смысл присмотреться, чтоб это значило.

    Ответить
  13. Настя:

    У меня младший сын занимался в изобразительной секции,рисовал очень много рисунков за одно занятие.Педагог говорила,что им бумаги на него не хватает.Психолога тоже посещали,уже в школе-сказал,что всё нормально.И только сейчас,после прочтения статьи я поняла-он так много рисовал,потому что у него была тогда задержка речи.Он просто высказаться хотел!

    Ответить
  14. Starseniy:

    Статья, безусловно, очень интересная, но я всё же считаю, что не «часть детских рисунков исполняет вспомогательную роль», а большая часть. Иными словами, беспокоиться надо начинать только в случае, если ребёнок начинает постоянно рисовать несвойственные ему или странные рисунки.

    Ответить
  15. Алекс-а.Сания:

    Однажды меня пригласили на детский праздник где собрались детки возрастом 3-9 лет. Они играли, смеялись, бегали. На одну пятилетнюю девочку Катю я обратила внимание сразу — она приехала только с мамой (которая на нее постоянно кричала), была агрессивной, забирала игрушки, была одета в джинсах вместо платья, как все остальные девочки. Потом все дети начали рисовать. Через некоторое время я зашла к ним в комнату, чтобы посмотреть на их рисунки.

    Изучая психологию я знала, что посмотрев на детский эскиз можно многое узнать о ребенке. И вот что я увидела: девочка Катя на фоне остальных детей выделилась, нарисовав человека черного цвета. Когда я спросила у нее что это значит, то получила ответ: «Это я. Во мне тьма». Потом Катя громко засмеялась и вышла из комнаты добавив, что ей все надоело. После этой фразы я сделала вывод, что она не зря такая агрессивная. У ребенка действительно есть психологическая травма. Думаю, что в таком случае ее маме требуется помощь психолога в первую очередь!

    Ответить
  16. Максим:

    @Игорь:
    Статья посвящена не «негативным проявлениям детской психики», а тревожным сигналам, выраженым в детском творчестве, на которые родителям необходимо обратить внимание. «Позитив», как Вы говорите, выражается в общепринятых позитивных символах и цветах — солнышко, цветочки, бабочки. Думаю, это всем ясно и понятно.

    Ответить
  17. Костя:

    Нельзя не до оценивать рисунки ребенка. Иногда это могут быть очень тревожные сигналы и на ранней стадии можно выявить развитие комплексов. Наш школьный психолог не однократно помогал семьям с проблемными детьми, используя в том числе и метод диагностики рисунков. Не стесняйтесь обратится к профессионалу, ведь дети — это самое важное.

    Ответить
  18. Чел:

    У меня брат рисовал всякие перестрелки и драки с оружием, он мне говорил, что он рисовал такое не потому, что он разобиженный и грустный, а потому, что он увидел похожие анимации в инете и они ему понравились (меня тоже зацепиои своец простотой), недавно, он даже пробовал рисовать в программе для анимаций
    PS комент написан ребёнком

    Ответить
  19. Катя:

    Я в детстве сама рисовала ужасы, точнее смерти сказочных персонажей, таких как Злая Королева, волк из Красной шапочки… Мне их было жалко, и плюс я пыталась понять смерть. У меня умер отец примерно в том же возрасте, потом прабабушка у меня на глазах, и эта тема очень волновала. Мама почему-то не предавала значения этим рисункам, а наверное зря, я так думаю, много было проблем в садике и школе из-за этих рисунков.

    Ответить
  20. Агата:

    @макс 1980: разве только телевизор? Я например больше всего запомнила из жизни, нежели из телевизора

    Ответить

Комментарии на сайте