Учим своего малыша читать

Очень важно, чтобы с самого раннего возраста ребенок активно развивался, учился всему, что ему, впоследствии пригодиться во взрослой жизни и чтение, конечно, не исключение. Почему так важно, чтобы ребенок, как можно скорее, научился этому навыку?

Да хотя бы для того, чтобы поступить в хорошую школу, учиться ориентироваться в океане разнообразной информации и, конечно, со временем, становиться образованным и всесторонне развитым человеком, а без чтения этого, как известно, не достигнуть точно.

Знайте меру

Раньше родителям было проще, в основном чтению начинали обучать прямо в начальных классах, а вот сегодня, чтобы поступить в хорошую и престижную школу, важно научиться читать еще до первого собеседования  в нее, хотя бы бегло. И тут перед родителями возникает весьма серьезный и сложный вопрос: как можно научить ребенка читать?

Занятие это не из легких, да и маленький непоседа редко сам проявляет интерес к данному навыку, скорее, наоборот, родители в погоне за светлым будущим своего чада, стараются, как можно раньше, научить его складывать буквы в слоги, а слоги в слова, а иногда и вовсе, сразу охватывают целые слова и предложения.

Зачастую молодые родители очень бояться «не успеть», ведь в современном мире информации появилось множество новомодных методик, которые обещают обучить вашего ребенка чтению чуть ли не с пеленок.

Сразу возникает вопрос, а реально ли это? И стоит ли с самых малых лет «вымучивать» своего ребенка сложными для него упражнениями, если придет время, когда он сможет понять и принять это намного проще и быстрее? В последнее время очень популярны модные методики, которые диктуют правила раннего чтения, из-за которых появляются 3-х и даже 2-х летние дети, которые уже неплохо читают, хоть и бегло.

Должен быть контакт

Но все ли так хорошо, ведь подобным методикам не так много лет и вот только в последние года стали появляться интересные  факты: у детей, которые научились так рано читать, в дальнейшем обнаружились проблемы в социальном развитии.

Также встречаются и такие ситуации: дети отлично читают, но совершенно не понимают смысл прочитанного, не могут не то, что пересказать текст, а не в состоянии даже сказать в двух словах, о чем он. И, как оказалось впоследствии, всему виной именно чрезмерно раннее обучение чтению.

Нет, конечно, есть детки, которые сами стремятся с ранних лет к этому, то и дело просят сказать, а что это за буква, а как читается конкретное слово. Что и говорить, можно не переживать, ведь здесь чтение стало их собственной задачей и желанием, которое не повлияет на формирование других жизненных навыков. Так как узнать, в каком возрасте пора начинать учить свое чадо складывать слога в слова?

Когда можно начинать?

На самом деле, не существует определенного возраста, по наступлению которого ребенка срочно пора обучать чтению, каждый малыш индивидуален и то, что подвластно одному чаду в 4 года, для другого, с трудом, дается в 5 лет.

Специалисты утверждают, что, в среднем, благоприятный возраст для такого процесса – 5-6 лет, хотя, опять-таки, необходимо очень внимательно наблюдать за своим ребенком и его поведением. На что следует обращать внимание?

  • Учиться читать пора уже тогда, когда малыш складывает слова в предложения, изъясняется внятно и может рассказать небольшой рассказ о конкретной ситуации или понравившемся фильме.
  • Чтобы ребенок мог без труда складывать буквы в слоги, необходимо убедиться в его развитом фонематического слухе. Это значит, что он понимает, из каких звуков состоит слово. Для этого можно попробовать следующее упражнение: называйте подряд несколько слогов, например, «са-за-са» и следите, чтобы ребенок их в точности повторял.
  • Ребенок не путается в пространстве: точно знает, где «лево», а где «право», «верх» и «низ».
  • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем, это мешает правильно читать и, естественно, нарушает фонематический слух.

Если все эти условия соблюдаются, а ваш ребенок давно интересуется больше содержанием книжечки, чем ее картинками, то самый раз начинать первые уроки чтения.

Помните, для того чтобы все прошло гладко, необходимо соблюдать основные правила: если родители уже начали заниматься с ребенком, то они должны это делать стабильно, без огромных разрывов между занятиями. Второе правило: все занятия должны проходить в форме игры, из-под палки вы, если и научите читать малыша, то, скорее всего, на будущее отобьёте все желание вообще прикасаться к книгам.

С чего начинать обучение?

Существуют различные методики обучения, какую выбрать для своего чада, дело, конечно хозяйское, но вот, что интересно: в большинстве, родители пробуют популярные и модные способы, а, в результате, все равно возвращаются к старым и проверенным – Букварю и Азбуке. Выделяют несколько основных методик:

  • Азбуки и Буквари. Это именно те книги, по которым учились мы и наши родители, все просто: в Азбуке каждая буква дополнена сопутствующей картинкой, благодаря которой их проще запомнить. В Букваре буквы складываются в слоги, там перечисляются разные упражнения и сочетания букв: «но-на-но-ну» и так далее. Такие методики проще всего осваивать детям с аналитическим складом ума, правшам.
  • Метод целых слов. Его придумал Г. Доман, заключается он в следующем: деткам, начиная с двухмесячного возраста, показывают карточки со словами и предложениями, а мама за время такого «урока» читает их вслух.
  • Методика Зайцевой. Ребенок заучивает слога с помощью цветных кубиков, которые он, впоследствии, начинает складывать в слова.

Есть множество и других способов, какой из них самый правильный, сказать трудно, везде есть свои плюсы и минусы. Например, есть мнение, что метод  Г. Домана больше подходит для английского языка, где слова практически не склоняются, а предложения не имеют такой сложной грамматики, как в русском языке.

Не заставляйте, если не хочет

А вот с кубиками другая проблема: дети так привыкают использовать кубики для складывания слов, что, со временем, начинают отказываться общаться вслух, а все время складывают предложения из кубиков. «Дедовский» метод с Азбуками и Букварями – сложнее остальных, но, тем не менее, достаточно эффективный.

Как научить ребенка читать с помощью игры?

Можно попробовать игровую форму, которая, по мнению многих специалистов, быстрее всего поможет достигнуть положительного результата. Начните обучение с гласных букв, их меньше, они хорошо тянуться и процесс не займет много времени: подготовьте 10 одинаковых кружочков, впишите в каждый по 1 букве и развесьте их по дому.

Периодически просите ребенка назвать букву в конкретном кружке, указывайте на ошибку и произносите правильное звучание, периодически меняйте буквы.

Малышу должно быть интересно

Когда с гласными будет покончено, переходим к согласным: начинать лучше по 1 букве, старайтесь придумать, на что похожа буква, например, «М» — качели, «П» — двери  и т.д. Старайтесь, для начала, заучивать короткие слова, а также слоги, читайте их сами и просите повторить ребенка. Постепенно вводите новые согласные, увеличивайте длину слов. Такая методика легко решает проблему нежелания учиться.

Не забывайте мотивировать ребенка: читайте ему книги, выбирайте те, которые интересны ему, а для наращивания интереса – останавливайтесь на интересных местах, тем самым мотивируя чадо закончить чтение самостоятельно.

На улице читайте вместе вывески, надписи на флакончиках или на фантиках от конфет. Таким образом, вы и сами не заметите, как быстро и легко ваш малыш освоит основные азы чтения.

Оставить комментарий:

  1. Павел:

    Любопытно было узнать кое-что новое для себя. Жаль, что не увидел эту статью раньше, но наверстаю упущенное со вторым ребенком. Согласен со всем в статье кроме игровой формы, так как здесь лично я скорее всего потеряю нить контроля над сыном. Успехов всем в данном нелегком деле 🙂

    Ответить
  2. gena66:

    Я здесь хочу согласиться с Павлом,действительно любопытно и познавательно.Но не могу согласиться по поводу игровой формы,я считаю что во время игры дети быстрее запоминают.Павел,а так же хочу тебе пожелать не только второго,но и третьего тоже.

    Ответить
  3. Лилия:

    Учить ребенка грамоте – это непростая задача. На мой взгляд, этим должны заниматься только профессиональные учителя в школе либо в детском садике. Ведь не у вех родителей есть время и возможности научить своего малыша читать самостоятельно.

    Ответить
  4. Екатерина:

    Меня бабушка научила читать в три года. И мне это реально было интересно, я читала взахлеб. А моему сыну в пять лет книги не особо интересны, к сожалению, и читать учиться он не хочет.

    Ответить
  5. Елена:

    Конечно лучше всего учить ребенка некоторым навыкам чтения с детства, потом он сможет больше усвоить информации. И лучше всего это обучение с помощью игры. Это принесет и удовольствие ребенку и результат.

    Ответить
  6. Юлия:

    У меня как раз была проблема с этим.я считаю,что учить читать должны педагоги,воспитатели.Потому что,когда я пыталась научить своего ребенка читать,столкнулась с проблемой,что я не могу ему объяснить.Понимаю,что надо складывать слоги и т. д.,но…Пришлось нанимать человека.

    Ответить
  7. Маринко025:

    Согласна, что учить читать ребенка нужно с помощью игр с ним. Так ребенок запоминает больше информации. И маме будет приятно, и ребенок будет доволен) Я своему пока только книжки читаю, попозже планирую заниматься с ним чтением вместе)

    Ответить
  8. Катя:

    Ой, мы тоже еле осилили этот букварь. Учить ребенка это не для слабой нервной системы. Начинали в 5 лет по обычной системе. Где-то за пол года совместных мучений, сын читал по слогам.

    Ответить
  9. Андрей:

    Моё мнение — не торопитесь, либо делайте это постепенно, родители очень нетерпеливы не ориентируются на внутренний мир ребёнка, должна быть заинтересованность малыша, тогда он будет заниматься. В день не более одной буквы и пару дней на закрепление, затем лучше простые слова из слогов.

    Ответить

Комментарии на сайте