Что такое краудфандинг?

В современном мире существует столько самых разных общественных движений и видов взаимодействия людей, что можно просто запутаться во всех этих сложных иностранных названиях. А что представляет собой краудфандинг?

Суть понятия

Что такое краудфандинг? Это особое коллективное сотрудничество людей, которые на добровольной основе оказывают финансовую поддержку при создании или развитии какого-либо проекта. Разработать его и представить может практически любой, и возможен сбора средств на самые разные цели, такие как развитие малого предпринимательства, политические компании, благотворительность, помощь пострадавшим, разработка новых технологий, научные исследования и так далее.

Интересно: название направления с английского переводится дословно как «финансирование толпой», и оно полностью отражает суть.

Немного истории

Первым случаем краудфандинга можно считать сбор средств на проведение концертного тура группы «Marillon», который осуществляли поклонники коллектива без какого-либо сотрудничества с самими участниками. Позже эта же группа использовала такой способ для записи новых дисков и раскрутки. Затем краудфандинг стал популярным в сфере музыки и шоу-бизнеса, а потом захватил и киноиндустрию. Постепенно направление распространилось и в других сферах, и сегодня оно весьма популярно во многих европейских странах.

Как это работает?

Почему же краудфандинг в современном мире – это очень популярный и, что немаловажно, плодотворный вид сотрудничества. Как именно он работает? Как правило, сбор денег ведётся через интернет. Но важно сделать так, чтобы проект действительно привлёк людей, вернее, инвесторов. И для этого заинтересованные лица проводят целые кампании, направленные на заинтересованность в одной общей цели. Для этого можно разрабатывать рекламные программы, снимать ролики, постоянно освещать продвижение, в общем, делать всё, чтобы получить финансирование.

Добиться цели самостоятельно вряд ли удастся, поэтому лучше пойти проверенным путём, а именно разместить свой проект на краудфандинговой площадке. Таких ресурсов несколько, среди них есть как успешные и давно работающие, так и новые и только развивающиеся.

Самый крупный мировой ресурс – это «Kickstarter», который был открыт в 2009 году и продолжает функционировать по сей день. Что касается русскоязычных платформ, то можно отметить такие как «Planeta.ru», «Boomstarter» и «Kroogi». Но повторить успех «Kickstarter» пока не удалось ни одной площадке, хотя всё же суммы сборов впечатляют, то есть сервисы реально работают.

Принципы сотрудничества

Краудфандинг имеет следующие особенности и принципы, на которых основано сотрудничество:

  • Определённая и чётко заявленная цель. Если её не будет, то и финансовой помощи ждать не придётся. Потенциальных спонсоров, инвесторов и просто добрых людей нужно привлечь, нужно им доказать, что их средства будут расходоваться не впустую, а на что-то стоящее и очень важное. Так что первое, с чего начинает любой «краудфандер» — это постановка цели.
  • Общедоступная информация и абсолютно прозрачный ход сбора. Как правило, на ресурсе указываются точная сумма собранных средств, статьи всех возможных расходов, а также цели, на достижение которых потратятся деньги.
  • Помощь может быть не только финансовой. Так, можно поучаствовать в продвижении идеи, в проведении рекламных кампаний, агитаций и в прочих мероприятиях, направленных на привлечение потенциальных спонсоров и инвесторов. Порой в разработке проекта участвуют настоящие профессионалы или известные личности, например, знаменитости, рекламные агентства и так далее.
  • Работа на некоторых площадках требует наличия инвесторов. То есть если люди, готовые помогать и вкладывать в проект свои средства, уже нашлись, причём силами самого разработчика проекта, то это значит, что его цель реальна, а идеи действительно стоит продвигать. И это действительно вполне целесообразно.
  • Точные, протестированные и официальные реквизиты. Чтобы сбор средств вёлся более активно, лучше всего открыть счёт в крупном банке, причём на имя разработчика проекта. Если же реквизиты будут анонимными, то у людей могут возникнуть сомнения в том, что сбор ведётся не в корыстных или мошеннических целях.

Разновидности

Существует несколько разновидностей краудфандинга:

  1. «Всё или ничего». Такой вид предполагает, что финансы будут переданы создателю проекта только в том случае, если будет собрана нужная сумма. Если же цель не достигнута, то средства возвращаются тем, кто их вносил.
  2. Любая сумма достаётся тому, от чьего имени вёлся сбор. И неважно, хватит ли средств на достижение цели. Дальнейшие действия определяет разработчик проекта.
  3. Финансирование становится некой наградой тому, кто будет готов взяться за развитие идеи. А сам разработчик проекта оставляет лишь своё имя и права собственности.
  4. Сделка, предполагающая свободную цену. Иными словами, инвесторы и спонсоры сами оценивают уже готовый продукт или завершённый проект. Сумма идёт на возмещение расходов разработчика.
  5. Благотворительность. Точной суммы нет, а сбор может вестись до тех пор, пока не будет закрыт разработчиком.

Если у вас есть какая-то идея, но нет денежных средств, то попробуйте воспользоваться краудфандингом.

Comments are closed.