Что должен уметь малыш в два – три года?

Малыши растут очень быстро. Темпы развития могут быть настолько стремительными, что вы просто перестанете узнавать своего ещё недавно совсем маленького, беспомощного и несмышленого кроху. А что умеет малыш в возрасте двух-трёх лет?

Психология и эмоции

Если годовалый кроха всё без разбора пробует «на зубок», то двухлетний малыш познаёт мир вполне осознанно. Например, если он увидит новый предмет, то сначала повертит его в руках, попытается разобраться, что и как нужно с ним делать, а уже потом может всё же исследовать с помощью языка и зубов, чтобы оценить фактуру, вкус и твёрдость. А некоторые вещи (например, красивые картинки или музыка) могут доставлять настоящее эстетическое удовольствие.

Два-три года – это очень важный возраст. На данном этапе дети всё моментально впитывают, словно губки, так что родителям давно пора следить за своей речью и контролировать действия и эмоции.

Королева

Двух- или трёхлетний малыш распознаёт эмоции или настроение папы и мамы, может пытаться подражать или даже подстраиваться. Кроме того, он и сам может выразить свои чувства, причём как с помощью мимики и жестов (хлопанье в ладоши, улыбка, смех), так и с помощью слов.

В возрасте двух-трёх лет детки охотно начинают вовлекаться во взрослую жизнь и принимать в ней самое активное участие. Они стремятся туда, где обычно проводят время взрослые, пытаются взаимодействовать с ними, помогать.

Кроха может проявлять свой характер, самостоятельность. Нередко такое время называют периодом «Я сам». Малыш начинает осознавать, что он – отдельная и не зависящая от мамы личность. Все попытки помочь или подкорректировать действия могут вызвать негодование или даже злость. Многие детки в таком возрасте проявляют настойчивость, особенно если действительно очень хотят получить что-то или добиться чего-то.

Физические навыки

Начинайте учить буквы

В два-три года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким, хотя, конечно, некая неуклюжесть ещё может присутствовать. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:

  • Бег. Малыши в возрасте двух-трёх лет обычно бегают довольно быстро и ловко. Падения – нормальное и неизбежное явление, если они не постоянные или не слишком частые.
  • Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё. Некоторые делают это без помощи родителей, но всё же поддержка необходима и позволит избежать падений и травм.
  • Кроха может подпрыгнуть.
  • Чадо легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая одной или двумя руками.
  • Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы), если они не слишком большие. Некоторые пытаются даже перепрыгивать через препятствия.
  • Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.
  • Малыш может бросить мяч, например, в ящик. Кроме того, чадо будет с удовольствием и со знанием дела пинать мячик.
  • В таком возрасте кроха будет ловко брать предметы, а также бросать их (иногда целенаправленно). Кроме того, чадо может попытаться достать что-то из труднодоступного места, например, с тумбочки.
  • В два-три года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.
  • К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.
  • Уже в два года кроха легко и быстро залезает на диван или кровать и аккуратно спускается.

Деткам в возрасте двух-трёх лет могут даваться и некоторые другие навыки, но не слишком сложные.

Санитарно-гигиенические навыки

Красотка

Что должен уметь делать ребёнок в 2-3 года в плане ухода за собой и обеспечения своего комфорта? Основные навыки, которые вполне могут быть освоены к этому возрасту:

  • Кроха должен научиться самостоятельно кушать с помощью ложки (её чадо держит уже довольно уверенно), а также пить из чашки.
  • Малыш может самостоятельно надеть штаны, колготки, носки, рубашку, шапку и некоторые другие несложные предметы одежды. Некоторые даже пытаются застёгивать пуговицы и замки. Также в этом возрасте все детки довольно быстро раздеваются. А если малыша научить, то он будет пытаться складывать всю одежду в шкаф или на стул, сворачивая её.
  • Надевание обуви тоже может быть освоено. Ошибки допустимы и вполне нормальны, ведь чадо только учится и осваивает навыки.
  • Многие умеют пользоваться носовым платком.
  • Малыш может вымыть руки (даже с мылом) и лицо.
  • Кроха должен научиться пользоваться горшком. Но всё же за нечастые «осечки» ругать не стоит, они допустимы, ведь чадо может, например, забыть в процессе игры, что нужно сходить в туалет.
  • Чадо будет пытаться причесаться, если ему дать расчёску.
  • Ребёнок сможет вытереть руки и рот салфеткой, если они испачканы.
  • Малыш знает, что после мытья руки нужно вытереть, и почти всегда делает это.
  • Некоторые пытаются самостоятельно чистить зубы и полоскать рот. Но в таких делах пока требуется родительская помощь.
  • Малыш может знать, что в квартиру нельзя проходить в грязной обуви, что на кровать нельзя забираться в тапочках.

Речь

Развитие речи очень важно, ведь речевые навыки позволяют малышу взаимодействовать с окружающими людьми, достигать целей, удовлетворять свои потребности с помощью просьб и познавать мир. Основные навыки, которые к двум-трём годам должны быть освоены:

  • В два года словарный запас крохи состоит примерно из 100-150 слов, а к трём годам он уже будет приближаться к 300 словам. Конечно, некоторые их них могут произноситься не так, как нужно, но всё же понять их будет возможно.
  • Малыш может называть предметы и с помощью слов описывать окружающую его обстановку.
  • Кроха может знать, к каким группам относятся те или иные предметы (например, овощи, посуда, мебель, фрукты и так далее).
  • В два года кроха будет строить короткие предложения, состоящие из трёх слов. В два с половиной года малыш сможет говорить грамотно построенными фразами. К трём годам чадо будет использовать местоимения, глаголы и прилагательные и правильно согласовать их. Кроме того, малыш сможет использовать по назначению предлоги.
  • Ребёнок в таком возрасте вполне сможет описать своё состояние (например, сказать, что он голоден, сообщить о том, что ему холодно или жарко), попросить о чём-то.
  • К трём годам чадо вполне может выучить короткое стихотворение, состоящее из четырёх строк.
  • В таком возрасте малыши активно задают вопросы.
  • Ребёнок может описать картинку, ответить на некоторые относящиеся к ней вопросы или, например, происходящие вокруг события.
  • Кроха вполне сможет не только ответить на вопросы, но и даже поддержать беседу.
  • Чадо будет пытаться общаться со сверстниками.
  • В таком возрасте малыши начинают задавать вопросы.

Игры

Формируйте навыки

Игры становятся более интересными и осмысленными, кроха начинает подключать воображение. Начинается освоение ролевых игр. В три года малыш может воображать себя каким-то персонажем. Чадо начинает проявлять интерес к играм с партнёрами или даже в группе, но при этом иногда ему интересно заняться чем-нибудь увлекательным и в одиночестве.

Умственные способности

Два-три года – это период активного развития и освоения новых навыков. Кроха становится более усидчивым, включается в процесс обучения, стремится узнать что-то новое, научиться чему-то.

Некоторые умения, которые может освоить кроха в два-три года:

  • Малыш может уверенно держать карандаш и выводить линии, овалы.
  • Чадо различает несколько цветов.
  • Малыш сможет найти одинаковые или похожие предметы или отличия.
  • Ребёнок называет своё имя, возраст. Некоторые знают имена родителей.
  • Чадо легко выполняет простые просьбы или даже несколько последовательных просьб.
  • Малыш листает книгу, рассматривает картинки.
  • Ребёнок собирает пирамидку, матрёшку, может сложить простой пазл.
  • Кроха сможет найти связь между предметами или объединить их по признакам, сравнить вещи или явления, выстроить простую смысловую цепочку.
  • Кроха знает части тела, может назвать составляющие того или иного предмета.

Советы родителям

Воспитание в возрасте двух-трёх лет имеет важное значение. Родители должны как можно больше общаться с чадом, читать ему сказки, описывать происходящее, отвечать на все вопросы. Также можно начинать прививать доброту, честность, отзывчивость, бережное отношение к предметам, заботу о животных и другие важные качества.

Пусть ваш кроха развивается гармонично, а вы помогайте ему в этом.

Похожие статьи

Оставить комментарий:

  1. Светлана:

    Я считаю, что все дети развиваются по разному. Некоторые в 2 года уже болтаю во всю, а некоторые и в 3 не могут выразить свою мысль. У меня сын 2,3 года разговаривает на своем, но он очень наблюдательный, общительный, всем хочет помочь, а племянница 2,5 — вундеркинд, уже по английски читает и пишет слова из рубрик животные, части тела, родственники. Разумеется, ребенка нужно всесторонне развивать, хотя бы для того чтобы у него сформировались пассивные знания. Но зацикливаться на каких то стандартах, что должен, а что нет — не стоит. Главное чтоб наши дети были здоровыми.

    Ответить
  2. Анна:

    В статье описаны довольно усредненные способности, сейчас пошла такая волна одаренных детей, что и в два года свободно читают, разговаривает как взрослые. Еще я заметила, что у девочек до 3х лет превалирует умственные развитие, а у мальчиков — физическое. А потом это уравнивается.

    Ответить
  3. владимир:

    Моему 2.2, говорим предложениями из 3 слов. Знаем цвета и некоторые оттенки, знаем буквы, знаем цифры до 9, но не считаем по порядку. Животных знаем, некоторых птиц (воробей, дятел, ворона и голубь и пр.), из растений пальму и кактус, а также виды транспорта некоторые, знает на какой цвет надо стоять на светофоре, а на какой идти. Знаем знак стоп и пешеходный переход. Нормы развития честно не знаю, поэтому сложно сказать, что для нашего возраста мы не знаем и не умеем. Хотя вот вспомнила, мы не умеем прыгать)))

    Ответить
  4. Светлана:

    У меня первый ребенок, и конечно же в отсутствии опыта общения с детьми было много переживаний как раз таки на тему гармоничного развития ребенка: все ли правильно делаем мы, как родители, во время ли у дочки появляются те или иные навыки. Однако сейчас, когда нашей малышке уже 2 с половиной года, нам она кажется вундеркиндом, индиго и так далее)))) (как любому родителю))
    К своему возрасту, я считаю, она умеет, знает и понимает очень многое. Хотя ровно до 2х лет я переживала, что она мало говорит. Говорила отдельными словами, знала звуки, которые издают разные животные. Могла что-то попросить отдельными словами. А после 2 лет резко прорвало. и она сразу заговорила сложо-сочиненными предложениями)
    Заинтересовалась игрушками, которые обычно принято предлагать совсем малышам. например сОртерами. Очень много лепит из пластилина — смешная.. возьмет кусок. оторвет 3 маленьких комочка и говорит что это мама, папа и доча))
    Да и много всего.
    А по большому счету полезно бывает почитать подобные статьи, что б провести для себя какой-то небольшой сравнительный анализ. Может быть в статье и указаны какие то усредненные показатели, но ты хотя бы представляешь насколько твой ребенок умен и вундеркиндест ))

    Ответить

Комментарии на сайте ВКонтакте









Получать новые комментарии по электронной почте