Чтение – важный навык, который нужно прививать с детства. Но как быть, если ребёнок читать категорически не желает и отказывается? Для начала выяснить возможные причины, а потом начать действовать обдуманно и грамотно.
По каким причинам у ребёнка возникает нежелание читать?
Почему ребёнок не хочет читать? На самом деле с такой проблемой сталкиваются многие родители. Но из-за чего одни дети с удовольствием проводят время за книгами, а другие не обращают на них внимания и протестуют против такого полезного и нужного занятия? Причины могут быть различными:
Ребёнок ещё очень маленький для освоения навыка чтения. Если вы вручаете ему книгу в три-четыре года и предлагаете изучать странные и непонятные буквы, то он может попросту не понять, зачем ему делать это. В таком возрасте дети ещё не понимают сути букв, звуков и слогов, поэтому обучение может превратиться в пытку для чада и его родителей. И уж точно оно не принесёт плодов, пользы и удовольствия.
Вы используете неправильные или неподходящие вашему ребёнку методики обучения чтению. Вероятно, чадо просто не понимает, как и что делать, не заинтересовывается процессом и испытывает стресс при каждом занятии. И даже если он, в конце концов, научится читать, то запомнит негативный опыт освоения навыка и будет испытывать неприязнь к данному занятию.
Родители давят на ребёнка, заставляют его читать насильно. Вряд ли чадо поймёт и осознает, что должен читать для саморазвития и формирования интеллекта, такие мотивации ему не интересны. И тем более малыш будет протестовать и отказываться читать при попытках мамы или папы насильно усаживать за книги. Ничего хорошего из этого не выйдет.
Если читать отказывается подросток, вероятно, он просто не видит в чтении никакого смысла. И действительно, зачем читать современным людям, если есть технологии, позволяющие прослушивать тексты или изучать информацию визуально, например, с помощью фильмов.
У ребёнка нет наглядного примера. Если в семье никто не увлекается чтением, то почему полюбить такое занятие должно новое поколение? Чадо просто не понимает, что люди могут читать с удовольствием, получая от этого положительные эмоции.
Вы подбираете неподходящие книги. Если они просто кажутся ребёнку неинтересными, то он вряд ли захочет их читать. И выбор литературы зависит не только от возраста чада, как считают многие, но и от его предпочтений и увлечений. К примеру, любознательному и одарённому малышу будет интереснее читать познавательные книги, а не сказки или детские рассказы.
Есть другие более приятные и не требующие никаких усилий варианты времяпровождения, например, компьютерные игры, просмотр телевизора, разнообразные гаджеты, игрушки, прогулки и так далее. Конечно, позволять малышу гулять и играть в активные игры можно и нужно, но вот от современных устройств лучше отказаться совсем или хотя бы ограничить их использование по времени (до получаса в день).
Если родители – книголюбы, но при этом их пример чадо не вдохновляет, и он всё равно не желает читать, вероятно, отец и мать просто не являются для него авторитетами, не вызывают доверия, не считаются самыми близкими людьми. В данном случае начать следует с налаживания отношений в семье.
Чтение даётся вашему ребёнку с огромным трудом. Вероятно, он пока не готов к освоению такого навыка или же испытывает серьёзные трудности типа дислексии (нарушения способностей к овладению навыками чтения). Логично, что если читать крайне сложно, то желания делать это возникать не будет.
Родители стараются превратить чадо в вундеркинда и буквально перегружают его всевозможными занятиями: лепкой, математикой, пением, танцами, спортом и так далее. У ребёнка просто не останется сил на чтение, и из-за усталости он не захочет читать.
Когда начинать обучать ребёнка читать?
В каком же возрасте начинать учить ребёнка читать? Точной цифры не назовёт ни один детский психолог или педагог, ведь всё сугубо индивидуально. Но предпринимать первые попытки можно с пяти лет. Во-первых, в таком возрасте чадо активно познаёт мир и быстрее осваивает новые навыки. Во-вторых, малыш более усидчив и внимателен, способен концентрироваться. В-третьих, ребёнок уже вполне сможет запоминать звуки и буквы, складывать слоги и слова.
Но если малыш любознательный и одарённый, то он может проявлять интерес к книгам раньше пятилетнего возраста. И тогда всячески поощряйте его стремления: приобретайте интересные иллюстрированные произведения для детей, занимайтесь вместе, особенно когда чадо само этого желает.
Как прививать любовь к чтению?
Что делать, чтобы ребёнок полюбил читать, и такое занятие приносило ему удовольствие? Родителям пригодятся следующие советы:
Читайте вместе. Показывайте, что вы поддерживаете своего ребёнка в его начинаниях, увлекаетесь процессом. Постепенно такие занятия войдут в привычку, и чадо может начать изъявлять желание читать самостоятельно.
Показывайте личный пример. Вместо времяпровождения с телефоном или у телевизора выбирайте чтение. Видя, что мама и папа часто берут книги, малыш тоже захочет им подражать, поняв, что это действительно интересно.
Откройте ребёнку свободный доступ к книгам, чтобы он имел возможность читать, когда захочет, а также самостоятельно выбирать литературу.
Если ребёнок маленький, предлагайте ему иллюстрированные, дополненные картинками и яркие книжки: их гораздо интереснее и приятнее читать (малыши не умеют создавать визуальные образы на основе получаемой информации).
С раннего детства читайте крохе на ночь, чтобы он был знаком с книгами и понимал, что они занимают определённое место в жизни.
Внимательнее относитесь к выбору книг. Покупайте произведения, которые будут интересны чаду. Интересуйтесь его увлечениями и предпочтениями: мечтателю понравятся сказки, прагматику – поучительные рассказы, а любознательному ребёнку – энциклопедии. А ещё лучше вместе с дочкой или сыном отправиться в книжный магазин и позволить сделать выбор самостоятельно.
Если пока чадо читает с трудом, помогите ему сформировать окончательно или закрепить навык. Попробуйте понять ошибки или сменить методику обучения: возможно, другой способ будет более понятным и простым.
Учите ребёнка вникать в тексты и понимать прочитанное. Не заставляйте читать быстро (мысль или сюжет может не зафиксироваться за короткое время и при стремлении как можно быстрее закончить занятие). Просите юного читателя пересказывать то, что он прочитал. Вместе обсуждайте получаемую из книг информацию.
Не превращайте чтение в рутину и обязательное занятие. Не давите на ребёнка и не заставляйте его читать. Пусть он берёт книгу тогда, когда считает нужным или желает. Стремление должно быть добровольным.
Не торопите события! Если ребёнок маленький, не ждите от него неистового желания читать: вероятно, оно придёт позже.
Подогревайте интерес к книгам. Чаще разговаривайте о прочитанном, обсуждайте новинки литературы, вместе ходите в книжные магазины.
Не перегружайте чадо, не занимайте всё его свободное время! Не отнимайте у него детство и не стремитесь получить вундеркинда. Если ребёнок будет не ограниченным в выборе занятий и бодрым, он, скорее всего, сам проявит интерес к чтению.
Начните устраивать семейные вечера чтения, откройте читательский клуб, организуйте дома библиотеку. Тогда чтение станет частью жизни, и ребёнок поймёт, что это совсем не сложно, а интересно, познавательно и увлекательно.
Если ребёнок пока не любит читать, возможно, его время ещё не пришло. Но помочь освоить навык и полюбить книги могут родители. И они должны действовать обдуманно и осторожно.
С подобным наверно многие родители сталкиваются и думаю что их дети бездарность,но я считаю, что все дети одаренные. Важно только развивать их умственные способности…мы, например, даем витамишки мульти на постоянной основе+еще в развивашки всякие играем. В итоге малышка растет смышленной и умненькой, ей интересно буквально все…и во всем, за что не берется-находит радость для себя)
С подобным наверно многие родители сталкиваются и думаю что их дети бездарность,но я считаю, что все дети одаренные. Важно только развивать их умственные способности…мы, например, даем витамишки мульти на постоянной основе+еще в развивашки всякие играем. В итоге малышка растет смышленной и умненькой, ей интересно буквально все…и во всем, за что не берется-находит радость для себя)