Как приятно родителям, когда их чадо, взобравшись на стульчик, четко и с выражением декламирует строчки из любимых стихов перед настоящими зрителями. Бабушки в упоении, подруги в восторге, воспитатели в детском саду не перестают нахваливать столь милого ребенка!
Вот только почему-то одним деткам этот процесс дается достаточно легко, а для других же, выучить стих – это непосильная трудность, от которой ребенок с истериками и слезами отпихивается, как от горькой пилюли. Почему так?
Чаще всего, стихи приходится учить школьникам или воспитанникам старших детсадовских групп, правда, если только в таком возрасте начинать первое знакомство с рифмами, то, скорее всего, вы наткнетесь на реальные сложности.
Приступать к заданию малыш будет с большой неохотой, отпираться и даже, возможно, закатывать истерики со слезами. «Я не смогу!», — будете слышать вы. На самом же деле одна из причин кроется в следующем: маленький человечек буквально на подсознательном уровне старается защитить себя от слишком большого объема новой информации, который легко способен перегрузить его, непривыкший к таким нагрузкам, мозг.
В тех же семьях, где с малышом часто и с самых ранних месяцев поют песенки, много разговаривают и просто начитывают стишки вслух, запомнить новый стих намного проще.
В любом случае родителей будет волновать вопрос: как быстро выучить стихотворение с ребенком? Даже если момент литературного воспитания в раннем детстве был упущен, от этой обязанности все равно не уйти: стишки придется учить еще довольно долго, и с каждым разом они будут становиться сложнее, а отношение ребенка к ним – все хуже и хуже.
Как исправить положение дел и с чего нужно начать, если это ваши первые рифмованные строки? В любом деле есть свои маленькие хитрости, и здесь их знание понадобится, как никогда. Давайте разбираться в тонкостях этого интересного и нелегкого для ребенка дела.
Правила и основные моменты
Мы не будем говорить о том, как заставить ваше чадо выучить стих, ведь самое главное правило для такого процесса – если вы, конечно, хотите, чтобы ваше чадо в будущем действительно полюбило поэзию – учить рифмы нужно с удовольствием!
И если желания нет совсем, то надо придумать, как сделать так, чтобы оно появилось, возможно, стоит отложить такое дело на какое-то время, а затем попробовать снова.
«А зачем?». Помните, ребенку важно понимать, зачем учить стихи наизусть. И поверьте, мотивация из разряда – это красиво, это развивает память и логику, формирует речь и манеру общения, здесь точно не поможет. Это понимаем мы, взрослые, ребенку же нужны более простые и понятные доводы: например, выучим стишок, чтобы порадовать бабушку, папу, который скоро вернется из командировки, или же к приходу Деда Мороза.
Когда начинать? Нередко родители упускают тот самый важный момент, когда малыш с большим удовольствием, еще толком не разговаривая, будет пытаться повторять небольшие рифмы. Именно в этот период и закладывается привычка к такому стилю общения и искусства. Рассказывать небольшие потешки, скороговорки и стишки мама может чуть ли не с рождения, они запоминаются сами собой и уже к первому году чадо начнет повторять любимые строки. В результате такой ранней подготовки, ребенок впоследствии будет намного проще относиться к необходимости заучивания, процесс для него будет понятным и привычным.
Чтобы ребенку было интересно, строчки из стишков можно сопровождать авторскими иллюстрациями: нарисуйте вместе то, что вы видите в тексте, поищите красивые иллюстрации в интернете. Не нужно сразу говорить ребенку, что придется что-то учить, просто предложите ребенку послушать и, при желании, повторить за мамой несколько строк.
Сопровождайте рифмы какими-то реальными действиями, читайте с выражением, возможно, на разные голоса. В противном случае скучные строки потеряют для малыша всякий смысл, он так и не сумеет найти красоту в поэзии, а потому вряд ли захочет возвращаться к ней в более старшем возрасте.
Чтобы стишки давались легко, они должны отвечать темпераменту вашего чада: например, спокойным деткам больше по душе размеренные и плавные рифмы, а вот непоседам – ритмичные и веселые тексты. Кроме того, очень важно, чтобы стихи были по возрасту: для совсем маленьких деток подойдут рифмы Барто и Чуковского, постарше – Пушкина и Михалкова. Вряд ли первоклашка сумеет выучить отрывок «Бородино», а даже если одолеет сей непосильный груз, то вряд ли захочет когда-либо еще возвращаться к поэзии.
Все непонятные слова и обороты нужно объяснить, привести ассоциативный ряд и синонимы, которые раскроют перед ребенком всю картину происходящего. Понять, что малышу непонятно слово очень просто: каждый раз, повторяя его, он забывает его правильное произношение или вообще отказывается повторять сложную строчку.
Техника запоминания стихов
Неважно, с какой целью вам нужно выучить стихотворение – для урока литературы или на утренник в детский сад, для ребенка это может быть одинаково сложно в любом возрасте. Сразу оговоримся, запомнить рифмы за пять минут, как бы того хотелось родителям, очень сложно, процесс, возможно, растянется на несколько дней, но, зато принесет свои плоды.
Для начала ознакомьтесь с текстом самостоятельно. Предложите почитать ребенку вслух и, с чувством и интонацией, продекламируйте строки для запоминания. Предложите ребенку повторять буквально по одной строчке, так он не будет испуган объемом информации.
К следующей строке можно переходить только тогда, когда предыдущая рассказывается ребенком без запинок и с легкостью. Затем учится вторая строчка, а процесс закрепляется объединением их в одно целое. Возможно, для первого дня этого будет достаточно. На следующий день – повторите пройденное и по той же схеме прибавьте еще пару рифм, и так – до конца стиха. Недели вполне достаточно, чтобы выучить даже весьма объемное стихотворение – без особых трудностей и капризов.
У некоторых детей лучше получается запомнить, если они нужные строки выпишут на листок своей рукой или же несколько раз прочтут своими глазами.
Если же ничего не помогает, то родителям придется действовать по схеме рекламы: постоянно повторять стихотворение в присутствии ребенка, повторяя сначала весь текст полностью, а затем по паре строчек. Никуда не денешься – многократное повторение все равно откладывается в голове ребенка.
Все от памяти зависит, если она развита то запомнить не так уже и сложно. Мой ребенок в саду стишки на лету схватывал, а в школу пошел ничего запомнить не может. Сказывается объем предоставляемых знаний. Нагрузка колоссальная. Сейчас старюсь давать орехи, и витамишки мульти+, в составе йод, холин и все необходимые минералы. Все налаживается.
Все от памяти зависит, если она развита то запомнить не так уже и сложно. Мой ребенок в саду стишки на лету схватывал, а в школу пошел ничего запомнить не может. Сказывается объем предоставляемых знаний. Нагрузка колоссальная. Сейчас старюсь давать орехи, и витамишки мульти+, в составе йод, холин и все необходимые минералы. Все налаживается.