Невнимательность: как улучшить концентрацию внимания

Забывчивость считается проблемой современности. В эпоху обильного информационного потока сфокусироваться на конкретном объекте сложно. Мозг «не успевает» анализировать все поступающие сведения. В результате интенсивной работы мозг «фильтрует» данные и оставляет в памяти самые яркие события. Однако это не всегда гарантирует нужность «отложенной» информации.

 

Сложность фокусировки внимания доставляет немало проблем, мешающих человеку полноценно учиться, работать, решать бытовые вопросы. На ранних стадиях развития отклонений пациент не придает значения происходящему, ссылаясь на усталость. По мере прогрессирования расстройство усиливается, рассеянность перерастает в серьезную проблему.

Для восстановления умственной активности используется комплекс мероприятий, одним из которых считается медикаментозная терапия. Например, лекарство, повышающее внимание, позволяет человеку сконцентрироваться на конкретной задаче без отвлечения на посторонние объекты. Благодаря этому улучшается производительность, повышается скорость и эффективность усвоения новой информации.

Понятие

Рассеянность и невнимательность – психологическое расстройство, не позволяющее человеку сфокусироваться на определенном предмете. За счет нарушения работы нервной системы пациент не обращает внимания на детали, забывает план предстоящих мероприятий, пропускает важные дела.

Систематические «провалы» в памяти мешают полноценно выполнять рабочие задачи, учиться, вести быт, коммуницировать с окружением. Забывчивость часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций из-за недопонимания сторон.

Проблема затрагивает пациентов разного возраста:

  1. Дети. Память и внимание нужны для изучения окружающего мира, настраивания социальных связей, освоения базовых бытовых навыков.
  2. Взрослые люди. На них лежит ответственность за выполнение множества задач. Забывчивость может привести к серьезным проблемам. Особенно важна концентрация и хорошая память при работе с высокоточным оборудованием.
  3. Пожилые люди. С возрастом мозговая активность падает. Пациент не может сосредоточиться на простых вещах, выполняемых ежедневно. Самая распространенная проблема – дезориентация в пространстве. Человек забывает дорогу домой, в больницу, магазин или иной, часто посещаемый объект.

Пациентам с нарушением внимания впоследствии сложно обходиться без посторонней помощи.

Признаки

Рассеянное внимание определяется по характерной симптоматике:

  1. Невозможность сосредоточения на конкретном задании определенное время. Спустя непродолжительный период возникает отвлечение на посторонние задачи. По возвращении к исходному заданию теряется осознанность происходящего. Приходится начинать сначала.
  2. Забывчивость. Проявляется по-разному – пропуск важной встречи, несоблюдение договоренности. В период обучения студент забывает нужные учебники, теряет конспекты, не может выполнить домашнее задание.
  3. Потеря личных и чужих вещей. Предметы одежды (шапки, перчатки), ключи, сумки, методические материалы, документы, деньги. Если не бороться с невнимательностью, можно «заработать» проблемы с построением социальных связей.
  4. Допуск ошибок. Изначально проявляется в опечатках при составлении учебного, рабочего материала. Постепенно перерастает в производственные, бытовые ошибочные действия. Например, некорректно настроенное высокоточное оборудование, ведущее к производству бракованных изделий.

В большинстве случаев ухудшение концентрации внимания имеет объективные причины, которые выявляются в ходе медицинской диагностики.

Виды

Невнимательность делится на три группы, признаки которых объединены причинами появления:

  1. Рассеянность. Характеризуется незначительной интенсивностью внимания, частым отвлечением от основного занятия. Из-за «порхающего внимания» человеку сложно сфокусироваться. В большинстве случаев отклонение развивается из-за отсутствия соответствующей работы. Повышение концентрации развивается путем погружения в определенную сферу деятельности и постоянными тренировками.
  2. Сложность умственного переключения. Человек длительное время занимался определенным спектром работ, которые выработали определенную привычку в последовательности действий. При резком переходе на новый объект мозг «выдает» ранее сложившийся порядок. Улучшение концентрации возможно посредством выделения времени для «перезагрузки» между разрозненными делами.
  3. Переутомление. Возникает при интенсивной работе в режиме многозадачности с равной степенью важности. У работников в результате формируется стойкое эмоциональное выгорание, когда вызывают сложности восприятия обыденных вещей. Это приводит к допуску грубых профессиональных ошибок. Аналогичная ситуация у учеников, вынужденных одновременно заучивать информацию по нескольким предметам. Лучшие методы терапии включают ранжирование обязанностей, формирование списка важности, составление четкой последовательности действий (что является первостепенной задачей, а какие моменты можно сместить).

Зачастую рассеянность развивается по нарастающей, увеличивая объем забытой информации.

Рассеянность и невнимательность

Причины

Слабое развитие концентрации внимания вызвано рядом провоцирующих факторов:

  1. Хроническая усталость. Переутомление, вызванное систематическим недосыпом, тяжелой умственной работой, постепенно снижает активность мозга.
  2. Отсутствие мотивации. Если человек не хочет решать задачу, подсознание будет всеми способами «вычеркивать» неприятные действия из памяти.
  3. Ежедневное выполнение одних и тех же задач. Некоторые действия осуществляются интуитивно. Например, выключение утюга, закрывание входной двери, выполнение бытовых задач. Однако любое отвлечение сбивает «автопилот» и человек неосознанно допускает ошибку, которая сопровождается забытым включенным утюгом, открытой дверью, потерянными вещами.
  4. Многозадачность. Самая распространенная причина. Попытки параллельного решения нескольких разрозненных вопросов снижают качество выполнения каждого сектора.
  5. Синдром дефицита внимания. Психологическая патология, повышающая забывчивость. Преимущественно проявляется у детей.

На ранних этапах развития отклонения человек не осознает проблему. Зачастую нарушение фиксируется окружающими. Если пациент осознанно воспринимает необходимость повышения концентрации, необходимо обратиться к врачу.

Переутомление

 

Лечение

Терапевтический курс назначается после выявления причины заболевания. Чем точнее диагноз, тем эффективнее лечение. Зачастую применяются 6 проверенных способов:

  • снижение умственных нагрузок с увеличением времени отдыха;
  • сокращение количества одновременно выполняемых задач;
  • упражнения, повышающие концентрацию внимания;
  • изменение привычного порядка действий для минимизации сбоев «автопилота»;
  • интервальное обучение, работа (введение перерыва после каждого отработанного часа);
  • прием лекарственных средств (если остальные методики неэффективны).

Комплекс мероприятий снижает частоту проявления признаков рассеянности, делают пациента более собранным.

Комментарии на сайте