А вы знаете, что такое дагерротип?

С сегодняшними технологиями запечатлеть миг очень просто. Достаточно нажать кнопку на мобильном телефоне. А ведь еще относительно недавно это было невозможным и относилось к категории чудес. Немногим из нас известно, что история фотографирования насчитывает всего лишь пару столетий, за которые пройден огромный путь от редких черно-белых фото девятнадцатого века до цветных изображений, от пленки до цифровых технологий. С чего начиналась фотография, что такое дагерротип, кто первым смог сказать: «Остановись мгновенье, ты прекрасно»?

Значение термина

Дагерротип является самым первым фиксированным фотоснимком, полученным методом дагерротипии. Методика изобретена Луи Дагером, а предпосылки ее возникновения – результат научной деятельности нескольких изобретателей, совершавших последовательные шаги к рождению фотографии.

Это очень трудоемкий и длительный процесс, затратный и сложный, следовательно, получить дагерротип с изображением родственника могли позволить себе только богатые люди, либо накопить на него в течение определенного времени.

Поэтому первые снимки достаточно раритетные и необычные. Например, вызывающие симбиоз разных эмоций фотографии мертвых викторианской эпохи. Изобретение дагерротипа не несколько лет раньше, дало бы нам возможность лицезреть на фото А.С.Пушкина.

Предпосылки к появлению

Этапы зарождения фотографии пройдены достаточно быстро, что не вызывает сомнения в гениальности представителей рода человеческого, способных на полет мысли. Первой предпосылкой стало изображение, полученное некими Томасом Веджвудом и Хамфри Дэви еще в начале девятнадцатого века. Это была фотограмма, с мгновенно пропадающей картинкой, что достаточно сложно назвать фотографией. Но начало было положено.

Через двадцать лет эстафету подхватывает Жозеф Нисефор Ньепс, изобретая гелиографию. Именно на ее основе была заложена дагерротипия. Открытие Ньепса бесценно для фотографии в целом, несмотря на множество недостатков в виде большой контрастности и не детализированности изображения.

Свое право на жизнь она доказала позже в изготовлении фотокопий и типографском процессе. Фотографирование производилось при помощи камеры-обскуры в виде коробки, защищенной от света. Через небольшое отверстие изображение отражалось на одной из стенок камеры, затем экспонировалось на пластине из металла с битумным покрытием.

Результат такого длительного процесса сохранился до наших дней. Это черно-белое фото с видом из окна, созданное в 1826 году.

Интересный факт – экспонирование происходило треть суток!

Далее наступает период совместной работы Ньепса с Дагером – театральным художником и исследователем, по развитию гелиографии. Этот симбиоз двух творческих личностей, амбициозных и целеустремленных, привел к новому уровню процесса фотографирования.

После смерти Ньепса, Луи Дагер продолжил исследования, опираясь на полученные знания.  В результате экспериментов с разными веществами, он приходит к основополагающим открытиям:

  • светочувствительности йодистого серебра;
  • возможности проявки изображения ртутными парами;
  • закреплению конечного изображения с помощью обыкновенной соли и горячей воды.

Все это впоследствии будет использоваться в дагерротипии.

Суть процесса

Технология дагерротипии зиждется на свойствах, выявленных экспериментальным путем, и присущих серебряным пластинам, пропитанным парами вещества йодид. Вкратце его можно описать следующим образом.

Тонкая серебряная пластина, подвергшаяся тщательной предварительной полировке, припаивается к пластине большей толщины из меди. Полученный предмет располагается в камере, которая устанавливается на необходимый срок экспозиции. Потом его подвергают обработке ртутными парами, получая изображение, закрепляемое в дальнейшем с помощью раствора обычной соли. Важные этапы процесса, которые влияют на качество фотографии:

  1. Прежде всего, полировка. Для нее использовали мех, бархат и абразивы – трепел, красный крокус или сажу. Сначала полировали вручную сами операторы-фотографы, а впоследствии – паровые машины, прямо перед началом съемки. Для удаления остатков органики использовали азотную кислоту.
  2. Затем, сенсибилизация для повышения чувствительности серебряной пластины. Процесс производился с помощью паров трех веществ, используемых поочередно — йод, хлор, бром. Эти действия позволяли увеличить контрастность дагерротипа и сделать реалистичными мелкие детали на нем.
  3. В-третьих, экспонирование. Фотографировали прибором разработки 1839 года, объектив для которого сконструировал Шевалье. Длилась экспозиция не менее пятнадцати минут в условиях улицы и более сорока пяти в помещении. Чтобы обеспечить неподвижность фотографируемого объекта, для четкости фото, использовали копфгальтер. Вставлялась в фотоаппарат и вынималась из него серебряная пластина, помещенная в светозащитную кассету.
  4. Следующий этап ‒ проявление. Для проявки использовали ртуть, находящуюся в герметичном резервуаре, куда опускали пластину. При ее взаимодействии с серебром образовывалась амальгама на затемненных участках. В итоге получали зеркальный негатив объекта.
  5. Конечный этап ‒ фиксирование. Не засвеченные участки на пластине обрабатывали солевым раствором. Процесс носил название фиксажа и с 1839 года, после открытия, совершенного Джоном Гершелем, стал производиться гипосульфитом натрия. Фото получалось в виде зеркального отражения. С помощью хлорида золота ему создавали защиту от механических повреждений, а чтобы получить позитив — размещали лицом к чёрному бархату. Технологию механической защиты предложили француз Физо и русский Греков.

А что же у нас?

С дагерротипией в России связывают два имени ‒ Алексея Грекова и Сергея Левицкого. Это первопроходцы, отличные специалисты своего дела, усовершенствовавшие технику.

Греков создал свою модель фотоаппарата, состоящего из двух частей с суперсветочувствительной пластиной и объективом, которые перемещаясь, увеличивали резкость картинки. Это самый известный фотохудожник-портретист своего времени, открывший художественную комнату.

Левицкий известен как новатор, добавивший фотографическому аппарату складные меха, позволяющие регулировать резкость фотографии.

Немного фактов

Продолжателем дела отца стал Исидор Ньепс, попытавшийся внедрить идею в массы вместе с его коллегой – Дагером. Но дагерротип был дорогостоящ и сложен к использованию, поэтому продажа технологии не свершилась. Однако позже, после привлечения Дагером знакомого физика, проект купило французское правительство.

  1. Выступление физика Франсуа Араго с докладом седьмого января 1839 года – день изобретения фотографии, что официально признано в 1935 году.
  2. С момента  продажи технологии, метод дагерротипии получил широкое распространение в мире. Но экспонирование было длительным, до трети часа, поэтому предпочитали фотографировать неподвижные объекты, в частности природу.
  3. Термин упоминается в произведениях эпохи. Пример – произведения Маркеса.
  4. Качество снимков зависело от фиксации, и приходилось долго находиться без движения, но это не останавливало желающих получить фото на память.
  5. Позитив дагерротипа не подлежат копированию, поэтому его берегли.
  6. Самое известное изображение от автора дагерротипии – фото улицы с человеком, чистящим обувь. Это 1838 год.

Метод и современность

Дагерротипия была популярна на протяжении двадцати лет. Позднее ее вытеснили новые методики. Но способность создания четких фотографических снимков до сих пор будоражит современных энтузиастов фотографии. Предпринимаются попытки возрождения уникальной технологии. В нашей стране это невозможно по причине отсутствия свободного доступа к химикатам и материалам для процесса. А вот за рубежом имеются классные спецы, овладевшие дагерротипией.

Девятнадцатый век подарил множество открытий в разных сферах науки и жизни, где фотография не является исключением. Благодаря научной мысли и энтузиазму отдельных личностей, мы можем навсегда запечатлеть самые волнующие моменты и вглядываться в родные лица, делиться воспоминаниями и обмениваться впечатлениями.

Комментарии на сайте