День российского кино: праздник отечественного кинематографа

Париж, 1895 год. Братья Люмьер организовали свой первый киносеанс, положив тем самым начало целой индустрии. «Двигаю» — именно так переводится с греческого на Великий и Могучий слово «кино». Движущиеся картинки, отражающие действительность вскоре проникают и в Россию. В 1908 году на экранах с успехом демонстрировался фильм «Понизовая вольница», снятый Владимиром Ромашковым.

Это была первая лента отечественного производства, продолжительность которой составляла семь минут. В основу сюжета было положено народное творчество — популярная в те годы песня о Степане Разине.

1925 год ознаменован очередным прорывом в сфере российского кино. Сергей Эйзенштейн выпустил в прокат первый в нашей истории цветной кинопроект — «Броненосец Потемкин». Спустя десять лет в Москве состоялся Международный кинофестиваль. В кресле председателя жюри сидел уже признанный миллионами зрителей Сергей Эйзенштейн, который и вручил главную премию братьям Васильевым, создателям картины «Чапаев».

Декорации ранних игровых фильмов были весьма примитивны — они ничем не отличались от театральных и писались на холстах.

Условность и безжизненность бутафорий той поры бросалась в глаза и выглядела крайне непрезентабельно. И тогда начинающий скульптор Борис Мухин выдвинул идею — монтировать декорации из фрагментов, включающих настоящие дверные проемы и трехмерные детали. Нововведение, поначалу встреченное в штыки постановщиками, прижилось и стало применяться студиями всей страны.

В дальнейшем эволюция кинопроизводства претерпевала многократные изменения. Немое кино трансформировалось в звуковое, черно-белая картинка стала цветной. Ленин называл кино важнейшим искусством, советские идеологи ставили данную индустрию во главу воспитательного угла. Отечественные ленты на протяжении длительного времени становились обладателями престижных премий в области киноискусства — «Оскара», каннских пальмовых ветвей, призов Берлина и Венеции.

Праздник отечественного кинематографа

День российского кино принято отмечать 27 августа. Почему выбрана именно эта дата? В 1919 году Совнаркомом РСФСР было принято важное решение — национализировать кинематографическую отрасль. Фактически это означало экспроприацию, тотальный контроль со стороны государственной системы. С этого момента торговля фотографиями и киноматериалами, а также сеть кинотеатров в масштабах всей страны перешли «под крыло» коммунистической партии. Всем стали управлять наркомы просвещения.

В 1980 году, а именно 1 октября Верховный Совет СССР издал Указ, который вносил существенные изменения в существующий календарь знаменательных дат. У отечественных кинематографистов появился свой праздник, исторически связанный с памятным днем 27 августа.

Смена эпох и культурной парадигмы повлекла за собой переименование праздника. В перестроечный период мы стали отмечать День кино России. Позже кинематографисты решили сместить дату на 28 декабря, чтобы влиться в стройные ряды мировой общественности. Эти число и месяц имеют международное значение, поскольку именно тогда состоялся легендарный сеанс братьев Люмьер.

После распада СССР наступили темные времена. Российские киноделы утратили возможность отмечать свой исконный праздник аж до 2001 года. Судьбоносное решение о возвращении Дня кино в российский календарь зародилось в кулуарах Министерства культуры. Инициатива принадлежала Службе кинематографии.

Через год Никита Михалков, возглавлявший Союз кинематографистов, выступил с инициативой переноса Дня кино, предложив сместить его на конец сентября. В этот день планировалось вручение «Золотого орла» — премии, учрежденной Национальной академией киноискусств. В правительственных кругах и у широкой общественности идея не встретила поддержки, поэтому 27 августа и далее будет оставаться общенациональным событием.

Сегодня функционирует около сорока российских студий, в числе коих гиганты индустрии наподобие «Мосфильма» и «Ленфильма», свыше трех десятков региональных предприятий. Совместными усилиями производится в районе 100 картин ежегодно. Треть кассовых сборов приходится именно на российский сектор, что позволяет стране удерживать вторую позицию в Европе (уступая лишь Франции). Возрастают и объемы финансирования отрасли из государственного бюджета.

Комментарии на сайте