Особенности смыслового чтения
Чтение помогает развиваться и узнавать много нового. Но важно не только то, что мы читаем, но и то, как мы это делаем. Чтобы понимать текст, следует освоить смысловое чтение. А что это такое? И как этому научиться?
Что это?
Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.
Зачем это нужно?
Особенно полезным смысловое чтение будет во время обучения в школе и в институте. Освоив технику, учащийся сможет сократить временные затраты на изучение материала, так как будет быстро понимать смысл прочитанного и извлекать всё самое нужное. Но пригодится такое чтение и на работе, особенно связанной с необходимостью изучения больших объёмов информации.
В чём заключается смысл?
Основные навыки смыслового чтения:
- Осмысление целей чтения. Важно выяснить, что именно даст прочтение текста. Так, это могут быть освоение новой информации, выделение конкретных фактов, повторение изученного или же ознакомление с неизвестными ранее данными.
- Умение выбирать определённый вид чтения с учётом его целей. Существует несколько основных видов: ознакомительное чтение, просмотровое (поисковое) и изучающее. Ознакомительное предполагает выявление основой идеи, поиск ключевых мыслей. Поисковое или просмотровое чтение – это поиск каких-то конкретных фактов и оценка важности и значимости текста. Изучающее чтение самое сложное. Читатель должен вникнуть в текст, освоить и понять его полностью, запомнить точные данные, чтобы впоследствии использовать их.
- Извлечение нужной информации, причём из текстов самых разных жанров: художественных, публицистических, научных и так далее.
- Умение определять важную и основную информацию в тексте и второстепенную, то есть бесполезную и ненужную.
- Умение одинаково хорошо воспринимать тексты всех жанров и ориентироваться в них. Это непросто, ведь могут встречаться сложные термины, обороты, непонятные слова.
- Умение не только принимать языковые средства массовой информации, но и давать им адекватную и объективную оценку.
Также по мере изучения материалов может потребоваться делать записи или пометки, выделять темы и подтемы, использовать разные источники информации и точки зрения, изучать новые термины и неизвестные слова, использовать иллюстрации и сопоставлять их с написанным, выделять и запоминать отдельные мысли и факты, акцентировать внимание только лишь на полезной информации, понимать содержание, используя только лишь подзаголовки, по ходу прочтения пытаться прогнозировать дальнейшие события и даже анализировать свои мысли и эмоции.
Описание процесса
Возможные этапы смыслового чтения:
- Внимательное прочтение предлагаемого текста. Стоит максимально вникать в него и не отвлекаться.
- Выделение основных мыслей текста, то есть того, что пытался донести до читателей автор.
- Сопоставить выделенные главные мысли между собой, оценить их соотношение, выяснить связь.
- Разделить текст на смысловые части, взяв за основу главную мысль.
- Сформулировать все главные мысли в виде вопросов. Записать эти вопросы как пункты плана текста.
- Воспроизведение текста по составленному плану.
- Быстро прочитать текст ещё раз, чтобы проверить, не было ли упущено что-то важное.
Как научиться?
Обучение смысловому чтению – это непростой и довольно длительный процесс. Вообще, желательно иметь наставника, который будет помогать и вносить поправки. Сегодня смысловому чтению учат в некоторых школах, что позволяет более эффективно и быстро усваивать программу.
Если наставника нет, то можно попробовать самостоятельно освоить следующие приёмы:
- Вопросы. Очень важно научиться задавать вопросы по тексту. Если они составлены правильно, это значит, что информация усвоена.
- Составление так называемых «толстых» и «тонких» вопросов. «Толстые» более сложные, потому что требуют развёрнутого и подробного ответа или даже частичного воспроизведения текста, а также анализа данных. К таковым относятся: «Что будет, если …?», «По каким причинам так произошло?», «В чём различие между …?». «Тонкие» же вопросы предполагают предельно простой односложный ответ. Вот примеры: «Кто?», «Когда?», «Что?», «Где?», «Верно ли?», «Было ли?» и так далее.
- Задания. Можно попробовать придумать задание к тексту, например, составить кроссворд или ребус. Но это потребует немало времени.
- Воспроизведение текста. Прочитав его, попробуйте сделать подробный пересказ, причём соблюдая последовательность и не забывая о мелких деталях.
- Пометки. Если текст сложный, то в местах, требующих дополнительного разъяснения (термины, диалекты, сложные обороты) можно делать пометки. После изучения полного объёма информации вспомните о сделанных пометках и выясните всё, что вас интересует.
- Остановки или изучение по частям. Если вам сложно сразу запомнить весь объём данных и изучить весь текст полностью, попробуйте делать передышки. Прочтите часть, задайте вопросы, воспроизведите информацию, выясните, всё ли вам было понятно. Продолжайте читать дальше, снова сделав паузу через определённое время.
- Конспектирование. Можно записывать основные мысли, чтобы не забыть их.
Комментарии на сайте