Плюсы и минусы профессии официант

Профессия официанта ‒ одна из самых древних в мире. Ее история насчитывает около 6 тысяч лет. Впервые люди, одетые в специальную одинаковую одежду, согласно изображениям на фресках, были замечены в Древнем Египте. Они имели честь быть рядом с фараонами и подносить блюда к их столам.

Сегодня эта профессия является одной из самых популярных и хорошо оплачиваемых. Но для этого нужно не просто обладать привлекательной внешностью, а и достаточным количеством знаний и умений. Обо всем этом расскажем подробнее дальше.

Связующее звено

Именно таким и является обслуживающий персонал, находясь посредником между гостем и заведением. В нашей стране такая работа часто считается временной (сезонной), и ее выбирают те, кто хочет подзаработать, не имея опыта. А вот в Европе ее ценят высоко. Именно поэтому за границей часто отдают предпочтение при взятии на работу тем, чей возраст перешагнул отметку в 30 лет – опытным, образованным людям.

К слову, «на пенсию» там выходят в 60 лет, и свое «злачное» рабочее место можно кому-то продать. Иногда оно стоит до 200 тысяч евро. Преемник быстро вернет потраченные деньги (на это потребуется около 2-3 месяцев), и после нескольких десятков проработанных лет также может продать его кому-то молодому.

На первый взгляд, работа официантом может показаться несложной, но на самом деле это не так. Как минимум, за день нужно пройти около 20 км, неся каждый раз в руках поднос различного веса.

А если это человек, который хочет «расти» и развиваться, двигаясь по карьерной лестнице, то ему необходимо будет получить достаточно большое количество знаний и опыта. Что именно нужно знать и уметь, чтобы стать действительно первоклассным работником? Рассказываем с удовольствием.

Необходимые навыки и качества

Обслуживающий персонал не только выносит заказанные блюда гостям, в его обязанности входит еще много различных умений. Вот каких:

  • правильно сервировать стол;
  • без ошибок запомнить или записать заказ, и вынести его в правильной очередности;
  • быть осведомленным о меню, составе блюд, особенностях продуктов, используемых для них, технологии приготовления, уметь дать совет по выбору гостю, узнав предварительно предпочтения;
  • разбираться в сочетании напитков и еды;
  • владеть основными правилами этикета;
  • знать иностранный язык, если заведение часто посещают иностранные гости.

Что касается личных качеств, то предпочтительно, чтобы кандидат был:

  • внимательным;
  • ответственным;
  • легко обучаемым;
  • коммуникабельным;
  • умеющим найти подход к каждому гостю;
  • стрессоустойчивым;
  • обладающим чувством юмора;
  • приветливым.

Важен также опрятный внешний вид. Вряд ли кому-то понравится, если его будет обслуживать человек с неаккуратной прической, грязными ногтями и одежде с пятнами.

Работник, обладающий этим набором качеств и умений, может считаться действительно хорошим. Образование в этом случае не играет особой роли. Достаточно профессионального училища или даже курсов. Но если такого обучения за спиной нет, не страшно. Все знания можно получить в процессе, улучшая их на семинарах, тренингах и мастер-классах.

Преимущества и недостатки

Многих привлекает эта профессия легкодоступным заработком. Отчасти, это правда, и может считаться первым плюсом. Но на самом деле преимуществ намного больше:

  1. Новые знакомства и общение. Заведения общепита – рай для коммуникабельных личностей. Здесь всегда есть с кем и о чем поговорить, а также познакомиться с интересными людьми.
  2. Дополнительные бонусы. В частности, чаевые. Их количество напрямую зависит от того, насколько гости были довольны обслуживанием.
  3. Подходящий график. Он дает возможность совмещать работу с учебой и даже своими биологическими ритмами.
  4. Хорошие условия. Всегда сытый, обеспеченный формой и в тепле – это про официанта. Остается только иметь хорошее настроение дарить его клиентам.
  5. Образование – не обязательно. Как мы уже говорили, всему можно научиться на месте. Причем начать зарабатывать можно уже с первого дня. К новичку прикрепят опытного наставника, который будет на практике показывать и рассказывать все, что нужно делать.
  6. Возможность карьерного роста. Те, кто относится к подобной работе не как к временной подработке, могут достичь более высокого уровня – администратора или даже управляющего рестораном.

Но есть у этой профессии и свои минусы, которые также стоит учитывать:

  1. Физическая усталость. Провести целый день на ногах под силу не каждому, к тому же, постоянно балансируя с подносом. Поэтому многие девушки очень скоро понимают, что для них это слишком тяжело. Ведь их уровень выносливости значительно ниже, чем у мужчин.
  2. Стрессовые ситуации. Гости бывают разные, со своими требованиями, вкусами, уровнем воспитанности. И всем нужно угодить, ведь от этого зависит собственный имидж, чаевые, и, конечно же, репутация заведения. Такие стрессовые ситуации могут случаться ежедневно, потому морально пережить это может быть сложно.
  3. Хочешь или нет, а должен. Независимо от того, выспался ли человек сегодня, хорошее ли у него настроение, есть ли проблемы в семье, и прочие обстоятельства, придя на работу, он просто обязан «надеть» улыбку, «включить» хорошее настроение и отправляться обслуживать клиентов. Никто не будет спрашивать о самочувствии, хорошие манеры в отношениях с посетителем не должны зависеть в этом случае ни от каких жизненных ситуаций.
  4. Материальная ответственность. Нужно быть готовым к тому, что из зарплаты будут вычитать разбитую официантом посуду и даже пропавшую после гостя вилку.
  5. Работа в праздники и выходные. Обычно график является плавающим, и трудовые дни могут выпадать на выходные и праздники. В эти дни и работы существенно прибавится.

Профессия официанта – многогранна и интересна, но в то же время требует растраты большого количества сил и нервов. В кафе и ресторанах можно получить хороший профессиональный опыт и познакомиться с разными людьми. Потому перед тем как решить начать новую страницу своей трудовой деятельности, стоит хорошенько взвесить все «за» и «против». Удачи!

Комментарии на сайте