Обучаем ребенка чистописанию

Красивый почерк не даётся нам с рождения. Такой навык нужно приобретать. Чтобы писать красиво, нужно трудиться, тренироваться. Но как именно проводить такие тренировки? На что обращать внимание?

Когда начинать?

В каком возрасте родителям стоит начать задуматься о почерке своего ребёнка? На самом деле делать это нужно как можно раньше. Но это вовсе не значит, что нужно годовалому крохе вручать карандаш и требовать от него чего-то. Но и до семи лет тянуть не стоит.

Хороший почерк пригодится

А теперь стоит всё уточнить. Занятия можно начать уже в 3-4 года, но они не должны быть слишком сложными. В таком возрасте вполне возможно научить малыша держать карандаш, рисовать, выводить линии. Это маленькому человечку будет интересно. А вот буквы в столь малом возрасте осваивать ещё рано.

Зато в 5-6 лет можно переходить и к ним. Но всё равно не требуйте от ребёнка многого. Кроме того, помните о том, что все детки разные. И если один прекрасно справляется с заданиями для первоклассников, то другому они даются с большим трудом. Так что принимайте кроху таким, какой он есть. Запаситесь терпением, так как ваши усилия тоже потребуются.

Что влияет на почерк ребёнка?

Многие считают, что красивый почерк – это талант. Действительно, почему же одни пишут красиво и понятно, а у других одна буква совсем не похожа на другую, слова «пляшут»? На самом деле плохой почерк можно сделать красивым и аккуратным, если потренироваться. Но есть некоторые факторы, которые могут оказывать негативное влияние на возможность писать. Перечислим их:

Плохо развитая мелка моторика. Что это такое? Сюда относятся движения кисти и пальчиков. Если мама и папа не развивали моторику с самого раннего возраста (с помощью специальных игр и игрушек), то в более позднем возрасте сделать это будет гораздо труднее.

Сначала всем сложно

Вторая причина – неправильное положение ручки. Если она взята неправильно, то это существенно усложнит процесс писания. Но как держать ручку правильно? Нужно расположить её на верхней трети (ближе к левой стороне, если смотреть на ладонь) среднего пальца.

Указательным пальцем нужно придерживать предмет сверху. А большой палец при этом придерживает ручку (если его убрать, предмет не должен упасть). Все три пальца должны быть слегка согнуты, но расслаблены (излишнее напряжение будет сильно мешать). Другие пальцы тоже можно согнуть к ладони. Ручка перемещается без усилий.

Третья причина – неправильная поза. Если ребёнок сидит не так, как нужно, то и писать ему будет неудобно. Стол должен располагаться примерно на уровне груди (но не сдавливать её!), локти должны лежать на поверхности стола. Спина при этом прямая, голова слегка наклонена.

Четвёртая причина – неправильное положение тетрадки или листа бумаги. Для начала разместите тетрадь прямо, затем сдвиньте её так, чтобы левый нижний угол расположился примерно посередине груди ребёнка. Затем слегка поднимите верхний правый угол. Так писать гораздо удобнее.

И последняя причина – темперамент чада. Если ребёнок активный, подвижный, постоянно бегает, куда-то спешит, а также склонен к переменчивости настроения, то и писать аккуратно ему будут довольно сложно. Буквы будут «прыгать», как и он сам. А занятия по чистописанию для таких деток могут быть буквально мучительными.

Как помочь ребёнку?

Так как научить своего ребёнка писать красиво? Действуйте комплексно, в данном случае важно всестороннее развитие. И, конечно, важно учитывать, что ребёнок есть ребёнок, так что лучше часть занятий проводить в лёгкой игровой форме. Предлагаем вам несколько вариантов.

Рисуем, раскрашиваем

Да-да, такое любимое многими детками занятие поможет освоить основы чистописания.

Есть несколько вариантов:

  1. Чаще давайте малышу карандаши и бумагу. Рисуйте сами, показывайте, как правильно рисовать те или иные предметы, пусть малыш повторяет за вами. Начинает с простых вещей, затем переходите к более сложным (с мелкими деталями).
  2. Можно порисовать под диктовку. Для этого вручите малышу лист в клеточку и карандаш. Поставьте в углу одной из клеток начальную точку, от которой рисунок будет начинаться. Теперь говорите ребёнку, что он должен сделать. Например, сначала попросите его провести две клетки вправо, потом одну вниз, три вверх, одну по диагонали. Такие упражнения подойдут для деток постарше, которые уже умеют считать (хотя бы до пяти). А чтобы облегчить задачу, можно предложить крохе рисовать контур по стрелкам, соединяя точки. Это проще.
  3. Купите побольше раскрасок. Зачем это нужно? Раскрашивание помогает улучшить координацию, ведь выходить карандашом за контуры нельзя. Так что пусть кроха раскрашивает. Вот увидите, скоро у него это будет получаться отлично!

Развиваем мелкую моторику

Такой вариант подойдёт для маленьких деток (от 3-4 лет).

Вот несколько вариантов:

  • Дайте ребёнку леску и бусины. Пусть он нанизывает бусины на леску. А если они будут разного размера, то это ещё лучше!
  • Лепка из пластилина тоже позволит разработать пальчики и укрепить их мышцы. Пусть кроха лепит сначала шарики, потом какие-нибудь простые предметы, затем животных и людей.

Играем с мячом

Удивительно, но игры с мячом тоже помогают развить и улучшить координацию. А если взять маленький мячик, то развиваться будет ещё и мелкая моторика.

Предлагаем несколько игр:

  1. Пусть малыш возьмёт мячик в правую руку и ударит его об пол. Поймать мячик нужно другой рукой. Затем пусть чадо проделает то же самое, поменяв руки.
  2. Ребёнок должен встать прямо, расставив ноги в стороны. В одну руку необходимо взять мяч, отведя его за спину. Попросите чадо кинуть мяч так, чтобы он перелетел через плечо. И пусть ребёнок попробует поймать его пальцами другой руки. Упражнение довольно сложное, оно подойдёт для деток постарше.

Тренируемся

Это непростая задача

Чтобы научить чадо писать грамотно и красиво, нужно регулярно проводить тренировки.

Несколько вариантов:

  • Для деток помладше подойдёт такой вариант: нарисуйте на листе бумаги несколько прямых горизонтальных линий. Попросите малыша на каждой из линий рисовать чёрточки или кружочки. Пусть ребёнок делает это с определённым интервалом. Когда малыш научится всё делать хорошо, пусть он начнёт это делать быстро, чтобы закрепить навык. Такое упражнение поможет лучше освоить пространство и привыкнуть к писанию по линии.
  • Нарисуйте много пар параллельных линий, попросите ребёнка между каждой парой нарисовать такую же линию. Затем можно рисовать закруглённые, ломаные или волнообразные линии (малыш должен между ними рисовать точно такую же).
  • Купите прописи, занимайтесь с ребёнком по ним.
  • На листе бумаги напишите буквы (красиво и правильно, конечно). Положите сверху кальку и попросите ребёнка все буквы обводить.

Полезные советы

Если вы будете следовать простым рекомендациям, процесс обучения не будет мучительным и сложным:

  1. Не переусердствуйте. 2-4 занятий в неделю будет достаточно.
  2. Если вы решили освоить новое упражнение, начинайте с него, затем повторяйте пройденное.
  3. Каждое занятие не должно длиться более получаса, далее малыш просто потеряет интерес.
  4. Попробуйте пригласить в гости друга ребёнка. Вместе заниматься интереснее и плодотворнее (пусть детки посоревнуются).
  5. Если пальчики ребёнка устают, давайте им отдыхать.
  6. Помогает гимнастика. Можно сгибать и разгибать пальчики одновременно, а затем по очереди.
  7. Можно делать массаж пальчиков ребёнка. Слегка пощипывайте их, трите, похлопывайте, поглаживайте.

Терпения вам и ребёнку! Пусть всё получится, и почерк станет красивым!

Оставить комментарий:

  1. Сергей:

    Красивый почерк – хорошо. Но я обладаю не очень красивым и разборчивым почерком. И не очень об этом беспокоюсь. Сейчас время компьютеров и сделать свое послание легко читаемым не составляет большого труда. Нужен компьютер и принтер.

    Ответить
  2. Лилия:

    Конечно, читать красивый почерк очень приятно. Но сейчас такое время, что все пользуются ноутбуком или компьютером. Я уже забыла, когда держала ручку в последний раз. Наверное, в будущем люди забудут о карандашах, ручках и бумаге.

    Ответить
  3. Адиля:

    Когда дочка пошла в школу,учительница жаловалось что у дочки плохой почерк. Действительно,почерк у неё был не совсем разборчив. Решила каждый день заниматься пол часа,иногда даже час. Ей самой нравилось это дело и она не отказывалась. Хорошая статья.

    Ответить
  4. Лариса:

    За годы начальной школы почти весь класс ,в котором учился мой сын, научился писать ровно и красиво,за что отдаю должное замечательной учительнице.В тетрадках-загляденье! Эта красота закончилась в пятом классе,и я удивляюсь искренне-как учителя разбирают их каракули???Недаром графологи определяют по почерку не только характер человека, но и его пристрастия, психотип и много чего другого… Попробуйте сами сопоставить конкретного человека и его почерк.Чистописание-очень полезная деятельность для ребёнка, но не более того.

    Ответить
  5. Даша:

    Сына мой хоть и в садике, хоть только и начинает учиться писать, но пишет… Мама дорогая! Такой нетерпеливый, прям сил нет, не хочет писать и все, как быть? Все время сидит за компом, просто согнать его не могу.

    Ответить
  6. Лиля:

    Мой сын уже в первом классе школы. Почерк у него ужасный! Я не могу разобрать порой даже что он написал. Не предложения, а шифровки какие-то, которые с трудом разбирает даже он сам. Никакие уговоры, объяснения не помогают склонить его к мысли изменить ситуацию. Зато с математическим мышлением у нас все просто замечательно. Я думаю, что все-таки больше характер ребенка влияет на его почерк.

    Ответить

Комментарии на сайте